ЕГЭ: задание 22

Типы речи

 

Видеоурок по теме уже готов:

Не хотел писать про это задание. Кажется, оно не нуждается в пояснениях. Однако, как я узнал, существуют люди, которые по названию не могут определить тип речи и маленько не понимают сути отдельных вариантов ответа в этом задании.
Потому для этих людей коротенько о главном.
Повествование – рассказ о событиях, сменяющих друг друга. Для него характерны глаголы совершенного вида (что Сделал?), переход от одного действия к другому, наличие диалога.
Описание – картинка в словах. Характерны глаголы несовершенного вида (как на застывшей фотке), прилагательные и любые другие эпитеты, переход от одной грани описываемого к другой.
Рассуждение – мысли вслух. Характерно наличие вопросительных предложений, вводных слов, переход от тезиса к доказательствам.
В чём обычно ошибки? 1) Видят глаголы и считают, что это точно не описание. Это не факт. Описывать можно даже действия. Главное, что они постоянные и как бы статичные в своём роде. Допустим, описание постоялого двора: вот лошади жуют сено, трактирщик принимает заказы, его жена разносит еду, посетители галдят. Здесь много действий, но это описание, так как мы переходим от одного объекта к другому. Событий нет. 2) Не все мысли героя суть рассуждения. Герой может вспоминать вчерашний день или пересказывать научную статью. 3) Кстати, о научных статьях: они тоже не всегда рассуждения. Если автор говорит уже известные факты науки, это описание. Только его новые слова, новые мысли – рассуждение.
Перейдём к КИМу. Как выглядит вопрос?
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 4–5 содержат описание.
2) В предложениях 22–23 содержится рассуждение.
3) Предложения 24–25 содержат повествование.
4) Предложения 37–41 содержат элементы описания.
5) В предложении 43 присутствует элемент описания.
 
Все варианты ответа надо, конечно, проверять.
Начнём с первого.
(4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка.
Если это описание, перед нами должна предстать картинка. Есть она? Нет. Потому что перед нами не картинка, а восстановление причинных связей. мы узнаём о положении роты и о причинах этого положения.
Второй вариант.
(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23) На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в глу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист.
Для рассуждения должны быть мысли. Здесь они не наблюдаются. В 22-м повествование, в 23 — описание.
Третий вариант.
(24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа. (25)Мы с капитаном уселись у печки. 
Одно действие сменяет другое. Конаков явился, старшину растолкал, потом старшина снял автомат и прочее. Типичное повествование. Без вопросов. Вносим в список.
Четвёртый.
(37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного – не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам…
Нас спрашивают про элементы описания. Какие они, вы помните. Допустим уже в первом предложении видим статичную картинку: « увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой«. Всё, элементы есть. Добавляем в список.
И пятый.
(43)Но, когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг.
Вопрос остался таким же. И снова уже в первом же предложении видим: « большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой«. Чего ещё надо? Типичный портрет.
Вывод: выписываем только три последних: 345.
Теперь пробежимся с нашими типами речи и суждениями по главам  романа «Меч предназначения» А.Сапковского, выполнив всего-то 5 вопросов теста. И то уж так, на всякий пожарный.

ЕГЭ: Задание 22

Предложения взяты из романа Анджея Сапковского "Меч предназначения" (в переводе Е.Вайсброта)
Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
Конец
Назад
ГлавнаяЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 22

2 комментариев к ЕГЭ: задание 22

  • Тяпкова Ирина  says:

    Отличный тест

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree