ЕГЭ: задание 6

Лексические нормы

Видеоурок по лексическим нормам:

Лексикология — это раздел языка, связанный со значением слова. Потому ошибиться в лексических нормах можно в том случае, если вы неправильно используете слова в контексте. Как этого избежать, как замечать такие ошибки у себя и в чужом тексте? Прочтите эту статью!

Существует пять разных ситуаций, когда мы делаем ошибки, связанные с лексикой. Их называют речевыми ошибками.

1) Неточное словоупотребление

Представьте себе, что вы услышали красивое, яркое слово от друзей, знакомых, родителей, и вам так хочется везде это слово воткнуть. Но это не всегда бывает уместно, особенно если вы не до конца понимаете его значение. «Геральта отличали прямолинейность, рассудительность, сдержанность. Эти проявления получены им из-за воспитания в условиях жизни на больших дорогах«.

Слово «проявления» здесь неуместно. Подразумевалось слово «качества». А проявления — это действия, поступки, их последствия, на которые, безусловно, влияют именно качества человека.

Второй случай неточного словоупотребления — смешение паронимов. Впрочем, подробно о них можно прочесть в предыдущей статье.

2) Нарушение сочетаемости

Иногда мы снова слышим незнакомое, но уже не слово, а выражение. Нам оно нравится, и мы спешим поделиться им с другими. Но вот беда: забыли, как правильно оно говорится и подменили одну часть на другую. В результате разрушили устойчивое выражение. «Сторожи её как синица око«.  естественно, синица никакое око не сторожила — просто человек неверно услышал фразеологизм (беречь) «как зеницу ока». Зеница — это зрачок, отсюда и выражение.

Как тут быть? Учите фразеологизмы, больше читайте. А в задании будут примеры сочетаний попроще: потерпеть поражение, одержать победу, играть роль, иметь значение... Эти сочетания могут быть разрушены, и вам надо будет их восстановить, заменив неверную часть выражения. Вроде того: «Атлет одержал первенство в марафоне, победив опытного спортсмена«. Выражение «одержал первенство» неправильное. Надо заменить либо первое слово, либо второе. Заменим первое: «выиграл/завоевал» первенство. Хорошо. Попробуем заменить второе: «одержал победу». Не получится, потому что далее идёт слово «победив» и мы нарвёмся на третий тип речевых ошибок — …

3) Речевая избыточность

Избыточность (тавтология) речи бывает заметной и незаметной. Если мы пишем: «Изначально все ведьмаки в начале обучения должны находиться в Каэр Морхене«, то подобный повтор будет заметен уже после второго прочтения, внимательного, вслух.

Повтор типа: «После всего произошедшего невозможно чародейку вернуть назад» — обнаруживается после осмысленного чтения, когда не просто произносишь буквы, но и вдумываешься в смысл фразы.

Наконец, есть и такая избыточность: «Геральт своими руками убрал с дороги убитую тварь«.  Слово «свои» здесь не является оправданным ни эмоционально (в отличие от фразы «Я своими руками уничтожу эту рукопись!»), ни с точки зрения смысла (в отличие от фразы «Играй в свои игрушки!»), когда есть смысл подставлять вместо слова «свой» — «чужой» для выявления противопоставления.

Пример избыточности в этом задании самый распространённый. И лёгкий. Вас попросят убрать лишнее слово. Будьте аккуратны со следующими словами: сувениры, феномен, вундеркинд, биография, автобиография, итог, лидер, фольклор, демобилизация. Подберите к ним зависимые слова, те самые, с помощью которых получится избыточность.

Развернуть »

Сувенир — вещица на память, значит лишним будет «памятный» сувенир.

Феномен не должен быть необычным, уникальным.

Вундеркинд переводится как «умное дитя», потом не надо говорить ни о возрасте, ни о уме.

Биография — описание жизни. Потому ни описательных биографий, ни биографий жизни.

Авто — своя.

Итог не делаем конечным.

Лидера — ведущим (Lead — вести).

Фольклор — устное народное творчество. Потому эти прилагательные не берём.

Демобилизация из армии — тоже избыточность.

4) Речевая недостаточность

Такой тип ошибок в вариантах встречается редко, потому что его сложно однозначно исправить.

Тем не менее, недостаточностью называют возникающую из-за корявой фразы двусмысленность. «Какаду кричит шимпанзе«. Оба слова мужского рода, оба несклоняемые, и без подсказок неясно, кто же из них кричит, а кто слушает. Подобные же казусы возникают при использовании местоимения, до которого было два существительных этого рода. «Ведьмак выбрал правый путь. Он оказался кривым». То ли ведьмак, то ли путь кривой.

5) Стилистические ошибки

Они в задании встречаются, но крайне редко. Слово с ярко выраженной принадлежностью (говорят — «маркированное слово») к определённому стилю. В нейтральной лексике не должно быть разговорных и просторечных выражений. Их убираем сразу: сболтнул, не догнал (то есть «не понял»), парень, хата, депресняк, тупили… Не смотрятся в нормальной речи разные кацеляриты и штампы: имело место быть, основным содержанием которого, в течение неопределённого срока, по завершении промышленной деятельности… То же самое касается высокой лексики, то есть убираем всякие устаревшие слова: оный, иже, дабы, ибо, поелику, ныне

Попробуйте поудалять лишние слова в переделанных мною предложениях из рассказа А.Сапковкского «La Maladie».

ЕГЭ: Задание 6

Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
Конец
Назад

ГлавнаяЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 6