ЕГЭ: задание 9

Безударные гласные корня

Повторить материал к заданию можете, прочитав статью или просмотрев мой видеоурок.

В задании вам надо проверить в каждом из рядов три слова. Ничего вставлять не надо, просто знать, что эти слова на одно и то же правило в корне. На гласную обычно таких правил только три: безударная проверямая, непроверяемая и чередующаяся гласная корня.

Безударная проверяемая гласная.

Чтобы доказать проверяемость гласного в корне, подбирайте слова, где он под ударением (а для этого просто тяните его, может, какое слово и подберётся).

Поберите проверочные слова к орфограмме: к…робка, б…льшой, в…дитель, т…лпа, д…лить.

Развернуть »

кОроб, бОльше, вОдит, тОлпы, дЕлит

Но будьте осторожны: подбираемые вами слова должны быть сходны по значению с исходным (к слову «седой» подбирать слово «сидя», а к слову «лепить» — «липа»). И ещё: не проверяйте орфограмму жаргонной лексикой, сильно устаревшей или ещё не вошедшей в официальный словарный состав русского языка. Жаргон может только свести вас к ошибке, ибо он не поддаётся норме («Никита» не проверяется словом «Некит», а «Петербург» — «Питер»). Неофициальная лексика может не совпасть с ответами к заданию (например, слово «блондин» в пособиях по ЕГЭ считается с непроверямой гласной в корне, хотя многие девушки проверяют его словом «блонд»). С устаревшей лексикой дела обстоят так же, потому что теряется связь между корнями в современном языке (например, нельзя слово «мешок» проверять исходным «мех»: у них потерялась связующая нить).

Безударная непроверяемая гласная.

Здесь вы снова действуете методом подбора. Но у вас не должно это получиться. Часто причиной этого является отсутствие однокоренных слов (например, когда слово пришло из другого языка и плохо обжилось ещё в русском).

Попробуйте подобрать проверочные слова: с…крет, л…боратория, м…нистр, г…ризонт.

Не получается. Потому что они заимствованы из языков с постоянным закреплённым на одном слоге ударением. А чтобы оно поменяло место, слово должно обзавестись целым гнездом русских «родственников», то есть однокоренных слов.

Безударная чередующаяся гласная.

Есть ряд корней, в которых бесполезно проверять гласную ударением. Потому что она меняется: в одном слове это «а», в другом слове с таким же корнем — «о». Более того, проверять гласную таким способом будет опасно: «загореть» так и хочется проверить словом «загар». Что приводит к ошибке. Потому так важно знать эти корни в лицо.

Чтобы не вносить ВСЕ эти слова в список словарных, обнаружили закономерности и разделили на 4 группы. Вот эти группы и корни вам и надо запомнить наизусть! И запомнить вместе со значением.

1). Выбор гласной зависит от УДАРЕНИЯ:
Без ударения О:
-гор-,-гар- (в знач. гореть);
-клон-, -клан- (в знач. склонить);
-твор-, -твар- (в знач. творить) ;
Без ударения А:
-зор-, -зар- (в знач. заря) ;
-плов-, -плав- (в знач. плыть).
Исключения: плОвец, плОвчиха

2). Выбор гласной зависит от КОНЦА КОРНЯ:
-скак-, -скоч- (в знач. скакать);
-раст-, -ращ-, -рос- (в знач. расти).
ИСКЛЮЧЕНИЯ: РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, отрАсль, скАчок

3) Выбор гласной зависит от СУФФИКСА ПОСЛЕ КОРНЯ:
-лож-, -лагА- (в знач. положить);
-кОс-, -касА- (в знач. касаться);
-бер-, -бирА- (в знач. собирать);
-дер-, -дирА- (в знач. обдирать);
-блест-, -блистА- (в знач. блистать);
-тер-, -тирА- (в знач. протирать);
-пер-, -пирА- (в знач. запирать);
-мер-, -мирА- (в знач. замирать) ;
-стел-, -стилА- (в знач. застилать);
-жег-, -жигА- (в знач. поджигать);
-чет-, -читА- (в знач. считать);
— — , -имА- (например, понимать — понять);
— -, -инА- (например, пожинать -пожать).
ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта

4) Выбор гласной зависит от ЗНАЧЕНИЯ корня:
-равн- (= одинаковый), -ровн- (=гладкий);
-мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)
ИСКЛЮЧЕНИЯ: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение.

Я не зря писал, что учить надо со значениями. Ведь у нас много корней-омонимов: двойников, которые так и норовят всё напутать.  Например, мер-мир будет чередоваться при каком значении? Правильно, только «замереть-замирать» и подобных. Корень -мер- в значении «измерять» будет проверяемым ударением (мЕра), как и корень -мир- в значении «мирить» (мИрный). Или возьмём, гар-гор. Чередующийся корень лишь в значении «гореть». Но у него есть омонимы. Допустим, «горы». В них же никогда не пишется «а» (горный, гористый, горнолыжный).

Последнее. Видел такое в пособиях: иногда пропускают гласную не корня, а приставки или суффикса. В этом случае слово не подойдёт под классификцию «безударная гласная корня».

Посмотрим на само задание из КИМа.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) увековечить, исполнитель, прославлять
2) возрастной, невразумительно, творец
3) оснащение, озаряться, располагающийся
4) формализм, убедить, подражание
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)

Чтобы выполнить задание быстрее, ищите слова-индикаторы. Но ищите внимательно, с полной уверенностью в своей правоте.

1) увековечить, исполнитель, прославлять.

Увековечить — корень -век-, даже дважды -век-. Он проверяемый. Вот же он сам себя и проверил: вЕк. Исполнитель — тот, кто испОлнит, а прославляют того, кто слАвится хоть чем-то. Здесь все проверяемые.

2) возрастной, невразумительно, творец

Возрастной — мы слышим РАСТ, чередование. Уже можно отметать вариант. Но на всякий отметим, что невразумительно проверяют рАзумом, а творец — ТВАР-ТВОР, чередующийся.

3) оснащение, озаряться, располагающийся

Самое трудное — подобрать проверочное к оснащению. Но есть такое слово «оснАстка». Озаряться — это чередующийся корень ЗАР-ЗОР, так что можно было не париться с оснасткой. Тем более располагающийся тоже чередование ЛАГ-ЛОЖ.

4) формализм, убедить, подражание

В первом проверочное — фОрма, во втором… Ничего в голову не приходит. Наверное, оно родственно слову «победа», но сейчас эти слова никак не связаны по значению, потому нельзя его считать проверочным. На всякий случай смотрим третье слово: подражание. Тоже выглядит как корень с непроверяемой гласной.

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)

Длинный «преподаватель» происходит от короткого «дАть». Для разгадать есть разгАдка, а для примерять есть примЕрка. Конечно, вы скажете: «Стоп! Там же МИР-МЕР». Молодцы, что внимательны. Но МИР-МЕР здесь нет. Чередоваться этот корень будет лишь в значении «замирать-замереть», а измерять, подгонять размеры мы всегда будем только через Е.

Ответ 15 запишем в бланк. Выполняя задание таким способом, думаю, ошибиться будет трудно.

Попробуйте сами поработать с тестами на определение правила.

ЕГЭ: Задание 9 - Вариант 1

Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
Конец
Назад

ЕГЭ: Задание 9 - Вариант 2

Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
Конец
Назад

Перейти к следующему заданию ЕГЭ.

ГлавнаяЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 9

5 ответов на “ЕГЭ: задание 9”

  1. По-моему, в четвёртом вопросе второго блока заданий нет правильного ответа. Ведь слово висевший можно проверить не только словом вИснет, но и повЕсил, повЕсился и т.д. Там ведь чередующаяся гласная в корне. Что я не так делаю?

    • Да, совершенно верно. Забыл указать корень ВЕС-ВИС в списке чередующихся корней. Про него и в учебниках забывают. Спасибо. Сейчас исправлю задание.

  2. Я имею в виду вот это задание:
    В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
    A вопл..тить, пр…щать, пл..стилин
    B з…рница, исп…тание, м…литва
    C расщ…пить, в…севший, погл…щать
    D подр…стковый, угр…жать, демонстр…тивно

  3. В 4 вопросе второго варианта ошибка в пояснении. Написано: чАры, крЕпость, конвЕнция, хотя в вопросе строка состоит из слов: чародейка, седло, конвенционное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree