ЕГЭ: задание 8

Безударные гласные корня

Повторить материал к заданию можете, прочитав статью или просмотрев мой видеоурок.

В задании вам надо проверить 5 слов с пропущенными буквами для ответа на вопрос: в каком слове пропущена безударная проверямая, непроверяемая или чередующаяся гласная корня. а ещё надо эту гласную вставить.

Безударная проверяемая гласная.

Чтобы доказать проверяемость гласного в корне, подбирайте слова, где он под ударением (а для этого просто тяните его, может, какое слово и подберётся).

Поберите проверочные слова к орфограмме: к…робка, б…льшой, в…дитель, т…лпа, д…лить.

Развернуть »

кОроб, бОльше, вОдит, тОлпы, дЕлит

Но будьте осторожны: подбираемые вами слова должны быть сходны по значению с исходным (к слову «седой» подбирать слово «сидя», а к слову «лепить» — «липа»). И ещё: не проверяйте орфограмму жаргонной лексикой, сильно устаревшей или ещё не вошедшей в официальный словарный состав русского языка. Жаргон может только свести вас к ошибке, ибо он не поддаётся норме («Никита» не проверяется словом «Некит», а «Петербург» — «Питер»). Неофициальная лексика может не совпасть с ответами к заданию (например, слово «блондин» в пособиях по ЕГЭ считается с непроверямой гласной в корне, хотя многие девушки проверяют его словом «блонд»). С устаревшей лексикой дела обстоят так же, потому что теряется связь между корнями в современном языке (например, нельзя слово «мешок» проверять исходным «мех»: у них потерялась связующая нить).

Безударная непроверяемая гласная.

Здесь вы снова действуете методом подбора. Но у вас не должно это получиться. Часто причиной этого является отсутствие однокоренных слов (например, когда слово пришло из другого языка и плохо обжилось ещё в русском).

Попробуйте подобрать проверочные слова: с…крет, л…боратория, м…нистр, г…ризонт.

Не получается. Потому что они заимствованы из языков с постоянным закреплённым на одном слоге ударением. А чтобы оно поменяло место, слово должно обзавестись целым гнездом русских «родственников», то есть однокоренных слов.

Безударная чередующаяся гласная.

Есть ряд корней, в которых бесполезно проверять гласную ударением. Потому что она меняется: в одном слове это «а», в другом слове с таким же корнем — «о». Более того, проверять гласную таким способом будет опасно: «загореть» так и хочется проверить словом «загар». Что приводит к ошибке. Потому так важно знать эти корни в лицо.

Чтобы не вносить ВСЕ эти слова в список словарных, обнаружили закономерности и разделили на 4 группы. Вот эти группы и корни вам и надо запомнить наизусть! И запомнить вместе со значением.

1). Выбор гласной зависит от УДАРЕНИЯ:
Без ударения О:
-гор-,-гар- (в знач. гореть);
-клон-, -клан- (в знач. склонить);
-твор-, -твар- (в знач. творить) ;
Без ударения А:
-зор-, -зар- (в знач. заря) ;
-плов-, -плав- (в знач. плыть).
Исключения: плОвец, плОвчиха

2). Выбор гласной зависит от КОНЦА КОРНЯ:
-скак-, -скоч- (в знач. скакать);
-раст-, -ращ-, -рос- (в знач. расти).
ИСКЛЮЧЕНИЯ: РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, отрАсль, скАчок

3) Выбор гласной зависит от СУФФИКСА ПОСЛЕ КОРНЯ:
-лож-, -лагА- (в знач. положить);
-кОс-, -касА- (в знач. касаться);
-бер-, -бирА- (в знач. собирать);
-дер-, -дирА- (в знач. обдирать);
-блест-, -блистА- (в знач. блистать);
-тер-, -тирА- (в знач. протирать);
-пер-, -пирА- (в знач. запирать);
-мер-, -мирА- (в знач. замирать) ;
-стел-, -стилА- (в знач. застилать);
-жег-, -жигА- (в знач. поджигать);
-чет-, -читА- (в знач. считать);
- — , -имА- (например, понимать — понять);
- -, -инА- (например, пожинать -пожать).
ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта

4) Выбор гласной зависит от ЗНАЧЕНИЯ корня:
-равн- (= одинаковый), -ровн- (=гладкий);
-мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)
ИСКЛЮЧЕНИЯ: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение.

Я не зря писал, что учить надо со значениями. Ведь у нас много корней-омонимов: двойников, которые так и норовят всё напутать.  Например, мер-мир будет чередоваться при каком значении? Правильно, только «замереть-замирать» и подобных. Корень -мер- в значении «измерять» будет проверяемым ударением (мЕра), как и корень -мир- в значении «мирить» (мИрный). Или возьмём, гар-гор. Чередующийся корень лишь в значении «гореть». Но у него есть омонимы. Допустим, «горы». В них же никогда не пишется «а» (горный, гористый, горнолыжный).

Последнее. Видел такое в пособиях: иногда пропускают гласную не корня, а приставки или суффикса. В этом случае слово не подойдёт под классификцию «безударная гласная корня».

Посмотрим на само задание из КИМа.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..рховье
орнам..нт
отб..рает
к..снулся
выр..стающий

Чтобы выполнить задание быстрее, ищите слова-индикаторы. Но ищите внимательно, с полной уверенностью в своей правоте.

КОСнулся, отБИРает, выРАСТающий — знакомые корни с чередованиями. Орнамент — слово заимствованное и, скорее всего, непроверяемое. Вот «верховье» легко проверить словом «вЕрх» и корень не входит в число чередующихся. Это слово и запишем.

Выполняя задание таким способом, думаю, ошибиться будет трудно.

Попробуйте сами с тестами большей степени сложности.

ЕГЭ: Усложнённый практикум для задания 8 - Вариант 1

Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
Конец
Назад

ЕГЭ: Усложнённый практикум для задания 8 - Вариант 2

Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
Конец
Назад

ГлавнаяЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 8

5 комментариев к ЕГЭ: задание 8

  • met  says:

    По-моему, в четвёртом вопросе второго блока заданий нет правильного ответа. Ведь слово висевший можно проверить не только словом вИснет, но и повЕсил, повЕсился и т.д. Там ведь чередующаяся гласная в корне. Что я не так делаю?

    • admin  says:

      Да, совершенно верно. Забыл указать корень ВЕС-ВИС в списке чередующихся корней. Про него и в учебниках забывают. Спасибо. Сейчас исправлю задание.

  • met  says:

    Я имею в виду вот это задание:
    В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
    A вопл..тить, пр…щать, пл..стилин
    B з…рница, исп…тание, м…литва
    C расщ…пить, в…севший, погл…щать
    D подр…стковый, угр…жать, демонстр…тивно

  • Данил  says:

    В 4 вопросе второго варианта ошибка в пояснении. Написано: чАры, крЕпость, конвЕнция, хотя в вопросе строка состоит из слов: чародейка, седло, конвенционное.

    • admin  says:

      Благодарю, исправил!

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree