ЕГЭ: задание 13

Слитное и раздельное написание слов

Вы можете просмотреть видеоурок по этому заданию.

Каких слов, мы сейчас узнаем. Не особо люблю это задание, потому что здесь много слов, правописание которых надо просто запомнить. Хотя если знаешь костяк, можно действовать методом исключения. Вот об этом костяке я и расскажу в своей статье.

Его составляет отличие наречий, предлогов, союзов, пишущихся слитно, от существительных или местоимений с предлогами, которые пишутся раздельно.

1) Сложнее всего отличить наречия от существительных с предлогом. Обозначают они примерно одно и то же. Но у наречий рядом нет определения. Если же вы видите определение (согласованное или нет), значит перед вами не наречие и пишем раздельно.Если определения нет, всё равно не торопитесь писать слитно. Существует множество наречий, которые по традиции продолжают сохранять раздельное написание (на ходу, на лету, в охотку, без умолку и прочие). Заглядывайте в орфографический словарь (его должны давать на экзамене) или пользуйтесь интуицией.

Пример: Каждый раз приходилось всё начинать (с)начала. Начинать (как?). Перед нами либо наречие «сначала», либо существительное «начало» и предлог «с». Есть у этого слова определение? Нет, оно одно. Вывод: наречие, пиешм слитно.

Пример 2: Каждый раз приходилось начинать читать (с)начала книги. Видим разницу? Думаю, комментарии излишни. Пишем раздельно.

Отличить наречие от прилагательных с предлогом легче. Есть прилагательное — у него должно быть главное существительное. нет существительного, нет и разговора. Тратил время (в)пустую. Налил (в)пустую кружку. Давайте-ка сами, потом проверяем.

Развернуть »

Тратил время впустую. Наречие

Налил в пустую кружку. Прилагательное, у него есть главное слово — кружка.

Получается наоборот: у существительного мы ищем определение, у прилагательного — определяемое слово. Как будто улики, подтверждающие, что они точно не наречия.

2) Теперь пробуем отличать производные предлоги от существительных с простыми предлогами. Таких предлогов меньше, чем наречий. Основные вот: вследствие, насчёт, вместо, навстречу, вслед, наподобие, ввиду (но запомните: иметь в виду). Никогда не пишутся слитно: в течение, в продолжение, в заключение, за счёт. Если вы их видите, сразу пишите раздельно, не задумываясь. А если видите слова из первого ряда, то старайтесь отличить их от существительных.

Отличие здесь чисто смысловое: предлоги соединяют, существительные являются нормальной частью речи со смыслом, значением.

Пример 1: Нашли недочёты (в)следствии. Слово «следствие» здесь существительное, у него есть синоним «расследование» (их можно друг на друга заменить), к нему (именно к нему) задашь вопрос. Пишем раздельно.

Пример 2: (В)следствие недочётов дело пересмотрели. Тут предлог. Он лишь соединяет глагол «пересмотрели» и существительное «недочётов». У него нет синонима «расследование» (не заменишь же тут одно слово на другое). К нему (да-да именно к нему) не задашь вопрос. А к чему мы вопрос задаём? Пересмотрели вследствие чего? Вследствие недочётов. Мы задаём вопрос сразу к сочетанию предлога и существительного, не к самому предлогу. Пишем слитно.

3) Производные союзы и наречия, похожие на местоимения, будем учиться отличать от местоимений с предлогами и частицами. Основные примеры: зато, тоже, также, чтобы, потому, поэтому, затем.

Тоже, также, чтобы: просто убираем частицу ЖЕ или БЫ. Они ж частицы, вообще предложению не нужны. Убираем или перемещаем. Получается — пишем раздельно.

Для других поступаем так:  если то, тот, этот пишутся раздельно, они местоимения. А местоимения идут вместо имени. Вот и пробуем вместо них вставить любое имя (прилагетльное или существительное).

Пример: (По)этому мосту давно никто не ходил. Пробуем вместо «этому» вставить имя: По старому мосту давно никто не ходил. Операция прошла успешно, пишем раздельно.

Пример 2: Не поехал на лошади, (за)то пешком прошёлся. Вместо «то» мы никак не поставим ни существительное, ни прилагательное. Слитно пишем.

Есть другой способ: замена союза на союз. Тоже и также всегда меняются на «и». Зато — на «но». Около «потому» обычно идёт «что».

4) Запомните слова, которые пишутся через дефис. Это обычно наречия.

- приставка КОЕ- или суффиксы -ТО-, -ЛИБО-, -НИБУДЬ-;

- приставка ПО- и суффикс -ЕМУ-/-ОМУ-, -И-;

- во-первых, во-вторых, в-третьих…

- повтор или почти повтор основ (кроме бок о бок).

Важно помнить, что мы говорим о наречиях и не мешать их с омонимами других частей речи. Вы же понимаете, что в предложении «Лютик гулял по осеннему лесу» наречий нет? Наречие на вопрос как отвечает и от глагола иль прилагательного зависит. Зато оно есть в предложении «Песни его были по-осеннему грустными«.

Сложное задание, много материала. Но попробуйте всё-таки. Начнём с одного из КИМов.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

1) (За)частую относится к первому правилу. Главного существительного у слова «частый» нет. Вывод: наречие, пишем слитно.

(На)сколько отнесём к третьему правилу. Вместо «сколько» не подставишь имя, в данном случае имя числительное. Не скажешь же: «На десять человеку важно понять». Вывод: пишем слитно, предлога тут нет, только приставка.

Итак, ответ нами найден, но мы двигаемся дальше, чтобы быть уверенными.

2) Потому(что) никуда не отнесём. И правила-то такого нет. Кто может его написать как-то по-другому? Только «потому что» и никаких вариантов.

(По)просту тоже. Оно и не делится, зачем нам его слитно-то писать?

3) (По)разному - правило номер четыре, про дефис. Приставка ПО- и суффикс -ОМУ-. Осталось проверить, наречие ли это? Ага, объяснить (как?) по-разному.

(По)началу - правило номер один. Почему не номер три, спрашиваете вы? Потому что приставка ПО-, а суффикс-то не -ОМУ-, а только -У-. По первому правилу ищем у слова «начало» определения. Их нет. Это наречие, пишется слитно.

4) Что(бы) - правило номер три. Убрать «бы» не получается. Это союз, пишем слитно.

ТАК(же) — правило номер три. Убрать «же» можно: оценить взгляды так, как и творчество. Пишем раздельно.

Пробегитесь глазами по четырём правилам, запомните ключевые слова и выполняйте задания тестов, не торопясь.

ЕГЭ: Задание 13 - Вариант 1

Предложения взяты из романа Анджея Сапковского "Меч предназначения", глава 4 "Немного жертвенности" (в переводе Е.Вайсброта)
Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
Конец
Назад

ЕГЭ: Задание 13 - Вариант 2

Предложения взяты из романа Анджея Сапковского "Меч предназначения", глава 3 "Вечный огонь" (в переводе Е.Вайсброта)
Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
Конец
Назад

ГлавнаяЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 13

10 комментариев к ЕГЭ: задание 13

  • Дарья  says:

    Доброго времени суток!
    Хотела бы поблагодарить Вас за создание этого сайта! Особенно радует то, что все задания актуальны, а также навигация по темам очень простая и интуитивно понятная. Вы очень помогаете мне готовиться к ЕГЭ . Удачи и продолжайте в том же духе!
    С уваженем,
    Дарья.

    • admin  says:

      Спасибо, Дарья
      Задания на самом деле немного не соотвествуют формату ЕГЭ. Там сейчас надо выписывать ответы в бланк, а не просто ставить галочку. Но теория остаётся теорией, да))
      Если есть ещё направления или вопросы, которые вам необходимы для подготовки к ЕГЭ, пишите, и статья появится. Потому что круг основных вопросов я уже написал. Остались только вроде и так понятные без теории вроде «В каком предложении передаётся главная мысль текста», «Вставьте пропущенное слово» и «Укажите значение слова»

  • Дарья  says:

    Благодарю Вас за ответ! С удовольствием прочитала бы статью для подготовки к 25 заданию. Видела две Ваши рекомендации на эту тему, даже с уже готовым текстом, однако хотелось бы большей конкретики.Большинство сайтов рунета «расплывчато» описывает этот злополучный комментарий к тексту, «идеальный» шаблон-скелет сочинения. Понимаю, что тема достаточно обширная, но, думаю, что на протяжении всех десяти лет существования ЕГЭ в нашей стране она продолжает волновать и вводить в «транс» ребят.
    Хотела бы еще отметить уникальность и доступность изложения материала на сайте. Сейчас это редкость…

    • admin  says:

      Хорошо, постараюсь расширить статью в течение зимних каникул. Или дополню её))

      • Дарья  says:

        Большое спасибо!) Буду очень ждать)

  • Ильмаз  says:

    Здравствуйте!Спасибо за великолепный сайт.
    Мне показалось,что здесь ошибка в предложении: (По)просту тоже. Оно и не делится, зачем нам его слитно-то писать?
    Теряется смысл

    • admin  says:

      Ильмаз, спасибо за комментарий, но не совсем понял, что за предложение: с какого-то теста?

    • Ильмаз  says:

      Разобрался,извиняюсь

  • Arm_Armm  says:

    Мне очень понравился материал.

    • admin  says:

      Жму руку в знак благодарности!

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree