ЕГЭ: задание 7

Грамматические ошибки

Для этого задания у меня появилась возможность снять видеоурок. Если вам удобнее, можете сначала просмотреть его.

Здесь вам придётся найти в 9 предложениях 5 типов грамматических ошибок. Задание даже интересное. Воспринимайте его как игру.

Грамматических ошибок бывает много. Здесь рассмотрим те, что чаще всего встречаются.

1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлоги «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» употребляются только с дательным падежом. Проверяем так: после этих слов должно стоять слово, отвечающее на вопрос «Кому?/Чему?» Самая распространённая ошибка в деловых бумагах и вывесках на дверях кабинетов. Там обязательно будет написано «согласно приказа», хотя по нормам русского языка только «согласно (чему?) приказу».

Предлог «По» в значении «после» употребляется с предложным падежом: «По уходе барина, по окончании пьесы».

2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 

Все, те — местоимения множественного числа. Вы помните? Если да, то вам только останется правильно соединить подлежащие и сказуемые. «Все, кто опоздал, извинился». Соединяем: все извинился, кто опоздал. Первой пары быть не может. Грамматическая ошибка.

3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Это названия в кавычках. Если они идут сами по себе, отдельно, то названия в кавычках могут склоняться. Например, в «Известиях» пишут…  Если они идут вместе с их главным словом, то название не склоняется. В газете «Известия» пишут…

4) Ошибка в построении предложения с однородными членами

Идёт речь об объединении двух глаголов одним общим дополнением. Делать это надо очень аккуратно. Потому что одним глаголам требуется после себя дополнение в винительном, другим — в творительном падеже. Объединять мы можем только глаголы, требующие дополнение в одном и том же падеже. «Он обратился и получил помощь от ведьмака«. Первый глагол требует дополнения «к кому», второй — «что». А их варварски объединили. Так делать нельзя.

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Нужно вспомнить, что такое деепричастие. В русском языке это часть речи (или форма глагола), которая показывает добавочное действие. Например, вот вы совершаете одно действие, скажем, идёте в школу. Это ваше главное действие, ради которого вы с утра встали, почистили зубы, собрали сумку и проч. Но одновременно с тем, что вы ИДЁТЕ, можно совершать и ДОБАВОЧНОЕ действие. Какое?

Развернуть »

Поедать семечки, разговаривать по телефону, думать, мечтать, слушать музыку, улыбаться или просто радоваться жизни.

Такие добавочные действия мы оформляем как деепричастия с помощью суффиксов -я (а)- или -в-.

Развернуть »

Поедая семечки, разговаривая по телефону, думая, мечтая, слушая музыку, улыбаясь или просто радуясь жизни.

И теперь переходим к главному. Кто совершает оба действия: основное и добавочное?

Вы. То есть, один и тот же человек.

Другой вопрос: кто в предложении выполняет основное действие?

Развернуть »

Подлежащее

Вывод: подлежащее будет выполнять и ДОБАВОЧНОЕ действие. Если его выполняет не подлежащее, значит, там ошибка. Например: Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. Подлежащее тут «дискуссия». Она выполняет действие «началась». Но судя по деепричастию, она же и выполняет действие «говорить». Дискуссия говорить не может — вот и ошибка с деепричастным оборотом.

6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастный оборот. Он зависит от определяемого слова. Найдите определяемое слово и задайте от него правильный вопрос. «Он возглавил восстание повстанцев, стремящееся изгнать колонизаторов». Кто стремился изгнать колонизаторов? Повстанцы, конечно. Слово нашли. Зададим от него правильный вопрос. Повстанцев какИХ? Видите окончание вопроса? Вот и у причастия оно должно быть таким же. Значит, в предложении была ошибка. Правильно сказать «повстанцев, стремящихся».

Здесь обратите внимание на цельные словосчетания числительных и существительных. «Один из гостей». Причастие может относиться к слову «один» и будет ед.числа, или причастие отнесут к слову «гостей», и оно станет множ.числа. То есть, можно сказать и «один из гостей, пришедших» и «один из гостей, пришедший». Всё от смысла предложения зависит.

7) Неправильное построение предложения с косвенной речью

В косвенной речи основные ошибки связаны с неправильным средством связи или неправильным употреблением местоимения. «Ведьмак напомнил Лютику, как сражался с подводными чудовищами и потом вытащил тебя за шкирку из воды». Местоимение «тебя» здесь неуместно, надо «его».

8) Ошибка в построении сложного предложения.

Обычно речь идёт о присоединении придаточных к главному. Придаточные присоединяются к главному одним союзом. Придаточное не может соединяться союзом И с однородным членом. Поясню: «Геральт рассказывал о прошлом и когда он был ещё юным ведьмаком». Придаточное с союзом «когда» соединено союзом И с дополнением «о прошлом». Всё равно, что поставить знак равенства между целым и частью.

9) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе — вот вам подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что делать?). Потому следите, чтобы эти два вида совмещались корректно. Допустим, «Цири обучалась искусству ведьмаков, а потом уехала из Каэр Морхена» — так совмещать можно: действие продолжительное («обучалась») закончилось, потому что его оборвало законченное («уехала»). А вот так нельзя: «Цири обучается искусству ведьмаков и уехала из Каэр Морхена». Тут и вид разный, и время разное.

Возьмём задание КИМа.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 
 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.
7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Начнём с буквы А. Причастные обороты есть в предложениях 3, 5, 6. В третьем предложении причастие «произошедшие» зависит от существительного «события». События — какИЕ? ПроизошедшИЕ. Всё в норме. В пятом причастие «привезённым» зависит от цельного словосочетания «девяносто семь этюдов». Вопрос — какИХ? Должно быть — привезённЫХ. Здесь ошибка. На всякий случай проверим шестое: Галичем какИМ? ПреподававшИМ. Тоже ошибок нет. Значит, нам нужно предложение 5.

Буква Б. Сложные предложения под номерами 2,4,8,9. Номера 2 и 8 убираем — там упор на ошибку с подлежащим и сказуемым (видите эти местоимения «все», «кто», «те»). В четвёртом всё в норме: один союз и никаких к нему претензий. Зато в 9-ом бардак: одно придаточное соединяют сразу два средства связи! Союз «что» и союзное слово «насколько». Не годится, ибо одно придаточное — один союз.

Буква В. Несогласованное приложение, как помним, — это название в кавычках. В первом и девятом у нас не названия, а чужая речь. Названия только в 3 и 7. И около главного слова приложение остаётся неизменным только в 7. В третьем почему-то оно тоже склоняется, хотя и не должно. Значит, в третьем и ошибка.

Буква Г. Мы уже замечали, что намёки на эту ошибку есть в предложениях 2 и 8. Во втором, убрав придаточное, получим «все увёз», а в восьмом убирать придаточное нет смысла: оно идёт до самого конца предложения, а у слова «те» сказуемое «счастливы» идёт до него. Значит, ошибка во втором.

Буква Д. Чтобы была ошибка в видовременной соотнесённости, глаголы должны быть однородными. Такие находим в номерах 1 и 8. В восьмом всё в порядке: «видит и слышит». А вот в первом: «подвергает и раскрыл». Он не может одновременно совершать длительное действие и заканчивать ещё одно.

Наш ответ: 59321

Теперь попробуйте пройти мои тесты на определение типов ошибок, чтобы попрактиковаться.

ЕГЭ: Задание 7 - Вариант 1

Отдельные предложения взяты из романа Анджея Сапковского "Последнее желание" (в переводе Е.Вайсброта)
Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
Конец
Назад

ЕГЭ: Задание 7 - Вариант 2

Отдельные предложения взяты из романа Анджея Сапковского "Последнее желание" (в переводе Е.Вайсброта)
Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
Конец
Назад

ГлавнаяЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 7

48 комментариев к ЕГЭ: задание 7

  • Катод  says:

    Одна ошибка!
    А может, это стол был разграбленный, а не комната?

    • admin  says:

      Стол могут разграбить?

      • Катод  says:

        Угу. Придут, вытряхнут содержимое ящиков. Да и с самого стола могут что-нибудь взять. Пыль, например.

        А вместо заданий A пока ничего не придумали?

        • admin  says:

          Молчат… Надеюсь, ничего

          • Катод  says:

            Почему к A6 комментарии отключены? Дайте волю флудильщикам!

          • admin  says:

            ??? Не в курсе.
            Может, ты лимит исчерпала? :)

          • Катод  says:

            И где мне теперь на ошибку в 4 задании жаловаться?

          • admin  says:

            Нет там нормально всё в настройках. Должны быть комментарии. На ящик пиши про ошибки

  • Ксения  says:

    Большое спасибо, очень толково изложено!

    • admin  says:

      Спасибо. Кстати, на пробных экзаменах появляются ещё некоторые виды грамматических ошибок. Впрочем, их легко определить. Посмотрим, что будем на самом ЕГЭ

  • Константин  says:

    А как быть с другими категориями ошибок:

    нарушение в построении сложноподчинённого предложения,
    употребление предложно-падежной формы без предлога.

    • admin  says:

      Я писал о категориях ошибок из КИМа.
      «Нарушения в построении СПП» обычно связаны с употреблением местгоимения «который». Проверяйте падеж определяемого существительного в главном предложении и падеж этого слова.
      «Употребление предложно-падежной формы без предлога» говорит само за себя.

  • Аня  says:

    Очень нравятся ваши разборы!! Жду задания 1-7. Особенно 5,6

    • admin  says:

      для этих заданий особо и предложить нечего))
      К заданиям 4 и 5 есть словарики. Там надо только выучить. Словарики можно скачать на этой странице: http://alfring.ru/ege-russkij-yazyk
      Задания 1-3 не требуют теории для подготовки: там надо определить, какая мысль не соотвествует тексту, определить значение слова… Но могу написать статью на каникулах, если необходимость есть.
      Задание 6 — это настолько огромный материал, что читать его ради одного задания, которое всеми выполняется обычно наугад или по памяти — наверное, трата времени.
      Спасибо за отзыв. Постараюсь на каникулах добавить хотя бы одну статью

  • angelina  says:

    Просто супер!)) А будут еще такие тесты?

    • admin  says:

      Тесты к каждому заданию на каждой странице есть)) Или «такие» в смысле на этот же вопрос? Что-то осталось неясным?

      • Angelina  says:

        просто задания понравились)

        • admin  says:

          Не-не, по три варианта тестов к одному вопросу я ещё не готов делать :)

  • Светлана  says:

    Спасибо вам огромное, очень помогли!:)))))

    • admin  says:

      )))) Такие слова вдохновляют))))

  • Анна  says:

    Большое спасибо!Все по теме и по делу:))

    • admin  says:

      Спасибо вам за отзыв)))

  • Лариса  says:

    Очень интересно, просто и поучительно. Ничего подобного не встречала. Вы современный учитель, больше добавить нечего. Хотелось бы узнать. Вы работаете в школе?

    • admin  says:

      Спасибо за комментарий
      Да, работаю. Больше 11 лет… Но есть многие вещи, которыми не совсем доволен. Так и хочется открыть свой учительский блог, чтобы было куда высказываться)))

  • Светлана  says:

    Блог..хорошая идея!Я,как будущий учитель,почитала бы!:)))

  • Марина  says:

    СПАСИБО. Интересно, что взят материал из вне(вне)программного чтения. Воспользовалась уже во второй раз — для 9кл. 2 года назад, и сегодня. Успехов Вам (и нам):).

    • admin  says:

      Спасибо))) Так сказать, «старым» друзьям…

  • Руслан  says:

    Сайту Респект!!! 7 задание научился делать!)))

  • Катерина  says:

    Божественно) Отдельное спасибо за примеры из «Ведьмака»))) ученица не оценит, но я в восторге. Хотя, конечно, это не главное, главное — разобрали и объяснили очень доступно. Спасибо!

    • admin  says:

      Катерина, мы понимаем друг друга))) Спасибо!

  • Кагыр  says:

    О Господи, это же русский + «Ведьмак». Что может быть приятнее, чем готовиться к ЕГЭ вместе с любимой сагой…
    Объясняете просто отлично, спасибо!

    • admin  says:

      Кагыр))) Был одним из моих любимых героев…

  • Anna  says:

    СПАСИБО!Огромное! Вы лучший учитель!

    • admin  says:

      0?? Я у вас преподавал?? Думаю, тогда вы были бы куда худшего мнения обо мне))
      Спасибо

  • Андрей  says:

    Поменяйте обои, нихрена не видно. Всегда пользовался вашими подсказками очень выручали, а тут зашел вообще капец нифига не видно!

    • admin  says:

      А что за обои, Андрей? Вы про шаблон вордпресса? Я не менял его уж как года два

  • Александр  says:

    Алексей вы молодец , создали такой сайт , я теперь понял задания хорошо обьесняете

    • admin  says:

      Но грамотность надо подтянуть)) Удачи вам!

  • Екатерина  says:

    Спасибо) некоторые вещи не понимала долгое время, а теперь все ясно и понятно) надеюсь, напишу сегодня экзамен:)

  • Андрей  says:

    Алексей спасибо огромное! Закончил школу 18 лет назад, готовился к ЕГЭ самостоятельно, времени на подготовку было 4 месяца. При подготовке к русскому случайно наткнулся на Ваш сайт, и буквально «подсел» на него. Получил нужную и ценную информацию в краткой, очень понятной форме. Особенно помогли уроки по 7 и 24 заданиям. Во время подготовки перелопатил гигабайты информации в Интернете, лучшего источника теории по русскому языку чем Ваш сайт не нашел. Ставлю наивысшую оценку за Ваш труд!
    P.S. По русскому набрал 96 баллов. Спасибо!! -)

    • admin  says:

      Андрей, спасибо… Я старался. Мои статьи трудно назвать научными — это упрощённые версии только для сдачи экзамена. Очень рад, что всё получилось у вас!

  • Нина  says:

    Прекрасное объяснение и сайт в целом! Спасибо большое и процветания Вам:)

    • admin  says:

      А вам за тёплые слова того ж желаю!

  • Денис  says:

    Большое Спасибо тебе Админ!!) Наконецто понял это задание)

  • Наталья  says:

    Здравствуйте, почему нет видео? Хочется еще и посмотреть. Спасибо.

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree