Грамматические ошибки
Для этого задания у меня появилась возможность снять видеоурок. Если вам удобнее, можете сначала просмотреть его.
Здесь вам придётся найти в 9 предложениях 5 типов грамматических ошибок. Задание даже интересное. Воспринимайте его как игру.
Грамматических ошибок бывает много. Здесь рассмотрим те, что чаще всего встречаются.
1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлоги «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» употребляются только с дательным падежом. Проверяем так: после этих слов должно стоять слово, отвечающее на вопрос «Кому?/Чему?» Самая распространённая ошибка в деловых бумагах и вывесках на дверях кабинетов. Там обязательно будет написано «согласно приказа», хотя по нормам русского языка только «согласно (чему?) приказу».
Предлог «По» в значении «после» употребляется с предложным падежом: «По уходе барина, по окончании пьесы».
2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Все, те — местоимения множественного числа. Вы помните? Если да, то вам только останется правильно соединить подлежащие и сказуемые. «Все, кто опоздал, извинился». Соединяем: все извинился, кто опоздал. Первой пары быть не может. Грамматическая ошибка.
3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Это названия в кавычках. Если они идут сами по себе, отдельно, то названия в кавычках могут склоняться. Например, в «Известиях» пишут… Если они идут вместе с их главным словом, то название не склоняется. В газете «Известия» пишут…
4) Ошибка в построении предложения с однородными членами
Идёт речь об объединении двух глаголов одним общим дополнением. Делать это надо очень аккуратно. Потому что одним глаголам требуется после себя дополнение в винительном, другим — в творительном падеже. Объединять мы можем только глаголы, требующие дополнение в одном и том же падеже. «Он обратился и получил помощь от ведьмака«. Первый глагол требует дополнения «к кому», второй — «что». А их варварски объединили. Так делать нельзя.
5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Нужно вспомнить, что такое деепричастие. В русском языке это часть речи (или форма глагола), которая показывает добавочное действие. Например, вот вы совершаете одно действие, скажем, идёте в школу. Это ваше главное действие, ради которого вы с утра встали, почистили зубы, собрали сумку и проч. Но одновременно с тем, что вы ИДЁТЕ, можно совершать и ДОБАВОЧНОЕ действие. Какое?
Поедать семечки, разговаривать по телефону, думать, мечтать, слушать музыку, улыбаться или просто радоваться жизни.
Такие добавочные действия мы оформляем как деепричастия с помощью суффиксов -я (а)- или -в-.
Поедая семечки, разговаривая по телефону, думая, мечтая, слушая музыку, улыбаясь или просто радуясь жизни.
И теперь переходим к главному. Кто совершает оба действия: основное и добавочное?
Вы. То есть, один и тот же человек.
Другой вопрос: кто в предложении выполняет основное действие?
Подлежащее
Вывод: подлежащее будет выполнять и ДОБАВОЧНОЕ действие. Если его выполняет не подлежащее, значит, там ошибка. Например: Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. Подлежащее тут «дискуссия». Она выполняет действие «началась». Но судя по деепричастию, она же и выполняет действие «говорить». Дискуссия говорить не может — вот и ошибка с деепричастным оборотом.
6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастный оборот. Он зависит от определяемого слова. Найдите определяемое слово и задайте от него правильный вопрос. «Он возглавил восстание повстанцев, стремящееся изгнать колонизаторов». Кто стремился изгнать колонизаторов? Повстанцы, конечно. Слово нашли. Зададим от него правильный вопрос. Повстанцев какИХ? Видите окончание вопроса? Вот и у причастия оно должно быть таким же. Значит, в предложении была ошибка. Правильно сказать «повстанцев, стремящихся».
Здесь обратите внимание на цельные словосчетания числительных и существительных. «Один из гостей». Причастие может относиться к слову «один» и будет ед.числа, или причастие отнесут к слову «гостей», и оно станет множ.числа. То есть, можно сказать и «один из гостей, пришедших» и «один из гостей, пришедший». Всё от смысла предложения зависит.
7) Неправильное построение предложения с косвенной речью
В косвенной речи основные ошибки связаны с неправильным средством связи или неправильным употреблением местоимения. «Ведьмак напомнил Лютику, как сражался с подводными чудовищами и потом вытащил тебя за шкирку из воды». Местоимение «тебя» здесь неуместно, надо «его».
8) Ошибка в построении сложного предложения.
Обычно речь идёт о присоединении придаточных к главному. Придаточные присоединяются к главному одним союзом. Придаточное не может соединяться союзом И с однородным членом. Поясню: «Геральт рассказывал о прошлом и когда он был ещё юным ведьмаком». Придаточное с союзом «когда» соединено союзом И с дополнением «о прошлом». Всё равно, что поставить знак равенства между целым и частью.
9) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе — вот вам подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что делать?). Потому следите, чтобы эти два вида совмещались корректно. Допустим, «Цири обучалась искусству ведьмаков, а потом уехала из Каэр Морхена» — так совмещать можно: действие продолжительное («обучалась») закончилось, потому что его оборвало законченное («уехала»). А вот так нельзя: «Цири обучается искусству ведьмаков и уехала из Каэр Морхена». Тут и вид разный, и время разное.
Возьмём задание КИМа.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.
7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.
Начнём с буквы А. Причастные обороты есть в предложениях 3, 5, 6. В третьем предложении причастие «произошедшие» зависит от существительного «события». События — какИЕ? ПроизошедшИЕ. Всё в норме. В пятом причастие «привезённым» зависит от цельного словосочетания «девяносто семь этюдов». Вопрос — какИХ? Должно быть — привезённЫХ. Здесь ошибка. На всякий случай проверим шестое: Галичем какИМ? ПреподававшИМ. Тоже ошибок нет. Значит, нам нужно предложение 5.
Буква Б. Сложные предложения под номерами 2,4,8,9. Номера 2 и 8 убираем — там упор на ошибку с подлежащим и сказуемым (видите эти местоимения «все», «кто», «те»). В четвёртом всё в норме: один союз и никаких к нему претензий. Зато в 9-ом бардак: одно придаточное соединяют сразу два средства связи! Союз «что» и союзное слово «насколько». Не годится, ибо одно придаточное — один союз.
Буква В. Несогласованное приложение, как помним, — это название в кавычках. В первом и девятом у нас не названия, а чужая речь. Названия только в 3 и 7. И около главного слова приложение остаётся неизменным только в 7. В третьем почему-то оно тоже склоняется, хотя и не должно. Значит, в третьем и ошибка.
Буква Г. Мы уже замечали, что намёки на эту ошибку есть в предложениях 2 и 8. Во втором, убрав придаточное, получим «все увёз», а в восьмом убирать придаточное нет смысла: оно идёт до самого конца предложения, а у слова «те» сказуемое «счастливы» идёт до него. Значит, ошибка во втором.
Буква Д. Чтобы была ошибка в видовременной соотнесённости, глаголы должны быть однородными. Такие находим в номерах 1 и 8. В восьмом всё в порядке: «видит и слышит». А вот в первом: «подвергает и раскрыл». Он не может одновременно совершать длительное действие и заканчивать ещё одно.
Наш ответ: 59321
Теперь попробуйте пройти мои тесты на определение типов ошибок, чтобы попрактиковаться.
ЕГЭ: Задание 8 - Вариант 1
ЕГЭ: Задание 8 - Вариант 2
Перейти к следующему заданию ЕГЭ.
Главная → ЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 8
Одна ошибка!
А может, это стол был разграбленный, а не комната?
Стол могут разграбить?
Угу. Придут, вытряхнут содержимое ящиков. Да и с самого стола могут что-нибудь взять. Пыль, например.
А вместо заданий A пока ничего не придумали?
Молчат… Надеюсь, ничего
Почему к A6 комментарии отключены? Дайте волю флудильщикам!
??? Не в курсе.
Может, ты лимит исчерпала? 🙂
И где мне теперь на ошибку в 4 задании жаловаться?
Нет там нормально всё в настройках. Должны быть комментарии. На ящик пиши про ошибки
Большое спасибо, очень толково изложено!
Спасибо. Кстати, на пробных экзаменах появляются ещё некоторые виды грамматических ошибок. Впрочем, их легко определить. Посмотрим, что будем на самом ЕГЭ
А как быть с другими категориями ошибок:
нарушение в построении сложноподчинённого предложения,
употребление предложно-падежной формы без предлога.
Я писал о категориях ошибок из КИМа.
«Нарушения в построении СПП» обычно связаны с употреблением местгоимения «который». Проверяйте падеж определяемого существительного в главном предложении и падеж этого слова.
«Употребление предложно-падежной формы без предлога» говорит само за себя.
Очень нравятся ваши разборы!! Жду задания 1-7. Особенно 5,6
для этих заданий особо и предложить нечего))
К заданиям 4 и 5 есть словарики. Там надо только выучить. Словарики можно скачать на этой странице: http://alfring.ru/ege-russkij-yazyk
Задания 1-3 не требуют теории для подготовки: там надо определить, какая мысль не соотвествует тексту, определить значение слова… Но могу написать статью на каникулах, если необходимость есть.
Задание 6 — это настолько огромный материал, что читать его ради одного задания, которое всеми выполняется обычно наугад или по памяти — наверное, трата времени.
Спасибо за отзыв. Постараюсь на каникулах добавить хотя бы одну статью
Просто супер!)) А будут еще такие тесты?
Тесты к каждому заданию на каждой странице есть)) Или «такие» в смысле на этот же вопрос? Что-то осталось неясным?
просто задания понравились)
Не-не, по три варианта тестов к одному вопросу я ещё не готов делать 🙂
Спасибо вам огромное, очень помогли!:)))))
)))) Такие слова вдохновляют))))
Большое спасибо!Все по теме и по делу:))
Спасибо вам за отзыв)))
Очень интересно, просто и поучительно. Ничего подобного не встречала. Вы современный учитель, больше добавить нечего. Хотелось бы узнать. Вы работаете в школе?
Спасибо за комментарий
Да, работаю. Больше 11 лет… Но есть многие вещи, которыми не совсем доволен. Так и хочется открыть свой учительский блог, чтобы было куда высказываться)))
Блог..хорошая идея!Я,как будущий учитель,почитала бы!:)))
СПАСИБО. Интересно, что взят материал из вне(вне)программного чтения. Воспользовалась уже во второй раз — для 9кл. 2 года назад, и сегодня. Успехов Вам (и нам):).
Спасибо))) Так сказать, «старым» друзьям…
Сайту Респект!!! 7 задание научился делать!)))
Спасибки
Божественно) Отдельное спасибо за примеры из «Ведьмака»))) ученица не оценит, но я в восторге. Хотя, конечно, это не главное, главное — разобрали и объяснили очень доступно. Спасибо!
Катерина, мы понимаем друг друга))) Спасибо!
О Господи, это же русский + «Ведьмак». Что может быть приятнее, чем готовиться к ЕГЭ вместе с любимой сагой…
Объясняете просто отлично, спасибо!
Кагыр))) Был одним из моих любимых героев…
СПАСИБО!Огромное! Вы лучший учитель!
0?? Я у вас преподавал?? Думаю, тогда вы были бы куда худшего мнения обо мне))
Спасибо
Поменяйте обои, нихрена не видно. Всегда пользовался вашими подсказками очень выручали, а тут зашел вообще капец нифига не видно!
А что за обои, Андрей? Вы про шаблон вордпресса? Я не менял его уж как года два
Алексей вы молодец , создали такой сайт , я теперь понял задания хорошо обьесняете
Но грамотность надо подтянуть)) Удачи вам!
Спасибо) некоторые вещи не понимала долгое время, а теперь все ясно и понятно) надеюсь, напишу сегодня экзамен:)
Успехов!
Алексей спасибо огромное! Закончил школу 18 лет назад, готовился к ЕГЭ самостоятельно, времени на подготовку было 4 месяца. При подготовке к русскому случайно наткнулся на Ваш сайт, и буквально «подсел» на него. Получил нужную и ценную информацию в краткой, очень понятной форме. Особенно помогли уроки по 7 и 24 заданиям. Во время подготовки перелопатил гигабайты информации в Интернете, лучшего источника теории по русскому языку чем Ваш сайт не нашел. Ставлю наивысшую оценку за Ваш труд!
P.S. По русскому набрал 96 баллов. Спасибо!! -)
Андрей, спасибо… Я старался. Мои статьи трудно назвать научными — это упрощённые версии только для сдачи экзамена. Очень рад, что всё получилось у вас!
Прекрасное объяснение и сайт в целом! Спасибо большое и процветания Вам:)
А вам за тёплые слова того ж желаю!
Большое Спасибо тебе Админ!!) Наконецто понял это задание)
Здравствуйте, почему нет видео? Хочется еще и посмотреть. Спасибо.
Уже есть))) Спасибо! Смотрите видео про сочинение: https://www.youtube.com/watch?v=o7uNIfVVzXk&list=PLJm1bPXCWbrAY5Jl2PrmvKo1VoIZyggYp&index=31
Составитель просто красавчик! Взять в пример Ведьмака — лучший выбор!
Спасибо. 🙂
спасибо Вам. Поступил на бюджет
Хотя лично не видел вас, но рад)))