ЕГЭ: задание В1

Словообразование

В этом задании вас могут попросить сделать две вещи:

1) Чаще всего — выписать из отрывка слово, образованное одним из способов словообразования.

2) Реже — указать способ образования какого-нибудь слова.

В любом случае, нам не выкрутиться без знания этих самых способов словообразования. Сейчас я кратко о них расскажу. Но всё равно знать их на 100% вы не будете. Хотя, если настаиваете, вот вам ссылка на отличный словообразовательный словарь.))

Приставочный способ

Приставка добавляется перед корнем.

Приставка не меняет часть речи.

Легко проверить: если убрать приставку, должно получиться нормальное слово. Например, «Прибрежный«: приставка не убирается — нет слова «брежный». Вывод: тут способ явно не приставочный. Другой пример: «Пришить«. Приставка легко убирается — есть слово «шить«.

Суффиксальный способ

Суффикс добавляется после корня.

Суффиксы -ТЬ-, -ТИ-, -Л- у глаголов не считаются, так как не образуют новое слово. Они образуют всего лишь форму: неопределённую или прошедшего времени.

Перечислю самые популярные случаи суффиксального способа, которые очень часто попадаются на ЕГЭ.

Все причастия и деепричастия образуются только суффиксальным способом. Поэтому если перед вами причастие или деепричастие, пускай даже какой-нибудь «перераспределённый», всё равно считать его за суффиксальный способ. Потому что причастия и деепричастия получаются от глагола с помощью суффиксов. По-другому они не образуются. И наш «перераспределённый» получился от глагола «перераспределить». Единственное исключение — приставка «Не». Как помним, с глаголами она писалась раздельно. Поэтому причастия «несданный» будет всё же приставочным способом.

Существительные абстрактного характера на -ени-, -ани-: деление, питание.

Существительные с суффиксом -тель: строитель, читатель.

Наречия на -о-, -е-: долго, внешне. Для наречий слова с «не» исключениями не становятся. Например, слово «неподкупно» образуется от слова «неподкупный», а не от слова «подкупно».

На заметку стобалльникам:

- есть коварный суффикс «(-й-)». Почему в скобках? Потому что он виден только в транскрипции, а на письме выглядит как Ь («Судья»: получилось от слова «суд» с помощью этого суффикса);

- чередования П-ПЛ, Б-БЛ, В-ВЛ, М-МЛ в глаголах (копить-коплю, любить-люблю, ловить-ловлю, кормить-кормлю). Не забывайте о них. Здесь Л никакой не суффикс, он входит в корень. Такая мерцающая буковка.

Приставочно-суффиксальный способ

Приставка и суффикс добавляются одновременно.

Проверить это легко: попробуйте убрать приставку отдельно. Если получается, значит, способ приставочный. Не получается, тогда уберите суффикс. Если убрали суффикс и осталось нормальное слово, значит, суффиксальный. Если же ни то, ни другое не уберёшь, только тогда способ приставочно-суффиксальный.

Пример работы алгоритма: «Пригородный«. Какой способ? Так… Не торопимся, а убираем приставку. Есть слово «городный«? Нет. Ага, значит, не приставочный. Убираем суффикс. Есть слово «Пригород«? Конечно, есть — я сериал такой смотрел. Вывод: способ суффиксальный. И никаких там.

Пример 2: «Междугородный». Пробуем убрать приставку «между». Получается? Есть слово «городный»? Нет. Значит, не приставочный. Убираем суффикс. Есть слово «Междугород»? Нет. Значит, не суффиксальный. А вот одновременно приставка и суффикс очень хорошо убираются и выходит красивое русское слово «город». Значит, приставочно-суффиксальный способ.

Типичные случаи приставочно-суффиксального способа:

- наречия: направо, по-весеннему;

- прилагательные с приставкой БЕЗ(С)-: безвыходный;

- прилагательные с приставкой ПРИ- (кроме пригородного).

Бессуффиксный способ

Обратите внимание на написание слова «бессуффиксный: не сделайте в нём ошибки при ответе.

Это способ редкий. От него получаются только существительные, поэтому их и ищите. И только те существительные, которые получились от глаголов и прилагательных (вроде «сторожа» и «зелени»). Не всегда суффикс «убирается» буквально. Иногда происходит чередование или убирается только окончание.

Как же так случилось, что при этом способе суффикс не прибавляется, а убавляется. И как не спутаться? Может, они везде убавляются?

Надо пользоваться значениями слов и логикой.

Пример 1: как получилось слово «Вход»? Есть два варианта: от «входить» бессуффиксным или от «ход» приставочным. Вроде бы второй вариант проще. Но… Представьте процесс получения этого слова в языке. Что хотели обозначить словом «вход»? Наверное, место, куда надо «входить», так? Вряд ли какой-то особый тип «хода» да ещё и с приставкой «в». Значит, способ бессуффиксный.

Пример  2: как получилось слово «работа»? Тоже два варианта: либо само по себе возникло, либо бессуффиксным от слова «работать». И опять представим людей, придумывающих слова. Какое слово появилось раньше? Действие «работать» или обозначение этого действия существительным «работа»? Цвет «зелёный» или обозначение этого цвета существительным «зелень»? Действие «играть» или обозначение этого действия словом «игра»? Думаю, вам стало ясно, что во всех этих случаях существительные появились позднее именно бессуффиксным способом. Потому что «пиратские «копии выходят после оригиналов. :)

Пример 3: как получилось слово «гость»? Само возникло или бессуффиксно от слова «гостить»? Что же появилось раньше? Человек, пришедший в гости, или его действие, когда он в гостях? Мне думается, что человек. а значит, это слово ни от чего не образовано.

Сложение основ

Почему-то я уверен, что такого способа не будет в ЕГЭ. Видов сложений около пяти или больше. И проблема в том, как это всё записать в бланк. Вдруг кому-то захочется записать полностью: «слияние основ с одновременным присоединением суффикса». Компьютер не поймёт, хотя ученик будет прав.

Но на всякий случай пара советов: основы — это основы, то есть до сложения они были полноценными словами, частями речи. Потому всякие «теле-», «супер-», «мега-» в словах «телепередача», «суперпредложение», «мегаблокбастер» не основы, а приставки. А вот числительные «двух», «пяти» в словах «двухэтажный», «пятиметровый» как раз основы. Здесь способ сложения.

И не путайте: слова с двумя корнями не говорят о том, что способ их образования — сложение. К примеру, «пешеход» — сложение, а «пешеходный» — суффиксальный. Оно образовано от слова «пешеход» прибавлением суффикса -Н-.

Осталось сказать главное: при точном определении способа всегда проверяйте его связь со словом, от которого, вы думаете, оно получилось. Например, слово «предвесенний». Вроде бы приставочный: слово «весенний» существует. Но заглянем в словарик. Там приставочно-суффиксальный. Почему? Потому что «предвесенний» — это тот, что перед «весной», а не перед «весенним». И вот эту связь двух слов всегда проговаривайте про себя — не ошибётесь.

Теперь перейдём к тому, как искать в тексте нужное слово. Возьмём КИМ 2013 года.
(25) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (26) Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон.

Просят найти слово приставочно-суффиксального способа образования.

Сначала ищем слова, у которых просто есть и приставка, и суффикс. Проверьте себя.

Развернуть »

«Отличие» — «от» и «и(й)», «оценившему» — «о» и «вш», «бессмысленным» — «бес» и «енн».

Теперь выкидываем причастие, так как оно всегда суффиксально образуется.

Берём оставшиеся слова. Убираем приставки: «личие» и «смысленным». Нет таких слов. Убираем суффиксы (тут осторожнее: надо ещё и верное окончание подобрать, ведь с суффиксами иногда меняется часть речи): «отлич-ишь» и «бессмысл-???». Как видим, у первого слова способ суффиксальный, а у второго приставочно-суффиксальный, раз ничего убрать не выходит.

Пожалуй, всё. Есть вопросы, пишите в комментариях или на почту. А главное, в словарик заглядывайте.

Далее идут тесты. Потренируйтесь на разных вариантах определять способы или искать слова указанного способа в тексте.

ЕГЭ: Задание В1 - Определить способ образования

Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.

ЕГЭ: Задание В1 - Найти слово указанного способа образования

Предложения взяты из романа Анджея Сапковского "Последнее желание" глава 2 (в переводе Е.Вайсброта)
Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.

ГлавнаяЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание В1

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree