ЕГЭ: задание В3

Типы подчинительной связи

На эту тему я уже писал статью в разделе подготовки к ГИА. Она не всем пришлась по душе, потому что я увлёкся там образными сравнениями.

Теперь попробую заново.

Вопросы в задании ЕГЭ В3 бывают двух видов: определить тип подчинительной связи или выписать из текста словосочетание с определённым типом. Второе, конечно, сложнее. С него и начнём.

Если вас просят выписать словосочетание, надо научиться видеть их в предложении. С самого начала уясним, что словосочетание обязательно должно состоять из главного слова и подчинённого. От главного вы всегда можете задать вопрос к подчинённому. Исключение оставляет подлежащее и сказуемое. Они словосочетанием не являются, потому что сами по себе составляют предложение.

Давайте научимся делить предложение на словосочетания. Чтобы быть точным и ничего не пропустить.

«По известным причинам я не предлагаю тебе ночлег у себя, а останавливаться в здешних лесах не советую«.

Шаг 1. Находим все грамматические основы. (Я не предлагаю не советую.) Напомню, что слово «останавливаться» в сказуемое не входит, потому что это действие будет совершать не подлежащее.

Шаг 2. Считаем оставшиеся самостоятельные части речи. Чтобы их не спутать со служебными, предлагаю перечитать эту статью. Я насчитал 8 штук. Проверьте-ка. Делаем вывод, что в этом предложении 8 словосочетаний. Не больше и не меньше.

Шаг 3. Начинаем рыбалку. Каждое слово приходит в предложение по «приглашению» другого слова. А кто рассылает первые «приглашения»? Конечно, хозяева. Итак, подлежащее никого не пригласило. Сказуемое «не предлагаю» пригласило (кому?) «тебе», (что?) «ночлег», (почему?) «по причинам». Вот первые три словосочетания: «не предлагаю тебе», «не предлагаю ночлег», «не предлагаю по причинам». Сказуемое «не советую» пригласило (что?) «останавливаться». Уже четверых поймали. Осталось столько же. Теперь задаём вопросы уже от пойманных нами приглашённых. Ибо у них тоже появилось право «приглашать» слова в предложение, раз их самих туда впустили. «По причинам» (каким?) «известным», «ночлег» (какой?) «у себя», «останавливаться» (где?) «в лесах». Получили ещё три словосочетания. Ловим дальше, теперь уже от приглашённых приглашёнными. «В лесах» (каких?) «здешних».

Всё, разделили. нашли ровно 8 словосочетаний. Изображу в схеме.

_              Я                                   не предлагаю                                                    не советую

_                                      по причинам      тебе       ночлег                                останавливаться

_                                      известным                         у себя                                         в лесах

_                                                                                                                                   здешних

Всё, других словосочетаний здесь не было и быть не может. Слова связаны только по этой сетке. Поэтому мы не можем сказать, что в этом предложении есть словосчетание, например, «я по причинам» или «тебе ночлег», или «останавливаться в здешних». Видите по сетке, что эти слова не связаны и словосчетаний не образуют.

Обязательно учитывайте все слова. Даже коротенькие «уже», «ещё», деепричастия разные — они тоже в предложении не сами по себе. Их тоже кто-то пригласил. А значит, с этим кем-то они и составляют словосочетание. Может, оно-то вам и нужно.

Ладно, словосочетания вы нашли. Теперь перейдём к вопросу, как узнать среди них типы связи.

Они определяются не по главному, а по подчинённому, зависимому слову. Это и запомните.

Если зависимое слово будет меняться при изменении формы главного (лица, числа, падежа, рода), то перед вами согласование. Обычно зависимые слова в нём — прилагательные (и заменяющие их местоимения) и причастия. В нашем примере согласования два: «по известным причинам» и «в здешних лесах«. Попробуем изменить форму главного слова. Возьмём, не «по причинам», а «причины». Зависимое тоже поменяется на «известные». Возьмём не «в лесах», а «о лесе». Зависимое станет «о здешнем».

А в управлении наоборот. Если вы так сделаете, зависимое останется таким же. Не поменяется ни на буковку. Обычно там зависимые слова — существительные и местоимения, их заменяющие. В нашем предложении управлением связаны «не предлагаю по причинам», «не предлагаю тебе», «не предлагаю ночлег», «ночлег у себя», «останавливаться в лесах». Меняем главные слова: «не предлагал…», «не буду предлагать…», «ночлегу…», «остановился…» Что происходит с зависимым? Абсолютно ничего.

Примыкание так не определишь. Оно редко встречается, и его-то обычно просят найти в тексте, так как предложение сплошь состоит из управлений и согласований. Примыкание — то же самое, что управление. С одним отличием: там зависимое слово — «кирпич», в смысле оно не имеет окончаний вообще, прилеплено к главному непонятно чем. То есть все зависимые слова, которые в языке вообще не изменяются, показывают, что перед нами примыкание. Обратите внимание — зависимые слова. В языке не изменяются: наречия, деепричастия, инфинитивы, притяжательные местоимения его,её,их, сравнительные степени сравнения прилагательных и все просто неизменяемые слова вроде пальто, кофе, хаки. Говоря о притяжательных местоимениях, хочу предупредить: не спутайте их с личными в том же падеже. К притяжательным вопрос «чей?», к личным вопрос «кого?» Потому «его книга» — примыкание, «его нет» — управление. В нашем исходном предложении примыканием является словосочетание «не советую останавливаться«, так как зависимое слово в нём — инфинитив.

Проще всего при поиске примыкания сначала найти в предложении наречие, инфинитив или прочее неизменяемое слово, а потом смотреть, от чего оно зависит.

Теперь давайте попробуем решить тест на поиск словосочетаний и тест на определение их вида.

ЕГЭ: Задание В3 - Определить способ подчинительной связи

Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.

Перед выполнением второго теста рекомендую сначала проговорить правильный ответ, а потом искать его в списке ниже. А то я там таких словосочетаний напридумывал, запутаетесь только.:)

ЕГЭ: задание В3 - Найти нужное словосочетание в тексте

Предложения взяты из романа Анджея Сапковского "Последнее желание" глава 2 "Крупица истины" (в переводе Е.Вайсброта)
Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
Конец
Назад

ГлавнаяЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание В3

 

2 комментариев к ЕГЭ: задание В3

  • Катод  says:

    По одной ошибке в каждом задании. Думала, будет хуже.
    Не всегда понимаю, где главное слово, где зависимое, например: помолчали (как?) опять, или опять (что сделали?) помолчали.
    И «сравнительные степени сравнения прилагательных» — это как?

    • admin  says:

      Сказуемое всегда главное, тут можно и вопрос не задавать. Так что помолчали (как?) опять
      Сравнительные степени — это прилагательные с суффиксом -ЕЕ- и -ШЕ- (добрее, больше)
      Задание В4 только что из печки)) Можно выполнять

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree