ЕГЭ: задание 23

Средства связи предложений в тексте

По этому заданию доступна также видеоверсия:

Мы изучали, чем связаны в тексте слова (окончаниями, предлогами), чем связаны простые предложения в сложном (союзами, союзными словами). Двигаемся дальше: сегодня мы изучим, чем связаны сами предложения друг с другом.

Или, думаете, ничем? Просто ставится точка, а потом начинается новое?

Давайте проверим. Кстати, можете так же и на экзамене поступить. Возьмём из контекста любое предложение.

«И тогда, долгожитель Aen Seidhe, ты вспомнишь обо мне«.

Ясно, что рассказывает первое лицо, то есть «я», обращаясь к долгожителю. Какое слово вызывает непонимание?

«Тогда».

Мы хотим заглянуть в предыдущее предложение и узнать, когда же это — тогда? Беру следующее:

«Вы спуститесь в цветущие долины, желая умереть достойно«.

Стало ясно, что «тогда» подразумевало «когда вы спуститесь в долины». Значит, именно этим словом и были связаны два предложения.

А из второго всё понятно? Думаю, нет. Кого говорящий называет «вы»?

Узнаём об этом из предыдущего предложения.

«Знаешь, что тогда отчаявшиеся юнцы с глазами столетних старцев и отцветшие, бездетные и больные, как Торувьель, девушки поведут в долины тех, кто еще сможет удержать в руках меч и лук«.

Стало понятно, кто «вы», но перед нами новое непонимание — а теперь-то когда «тогда»?

И вот с помощью этой цепочки одно предложение и присоединяется к другому. Наверное, сможете ответить на вопрос: какое из трёх предложений было связано с предыдущим личным местоимением?

Новый абзац обычно показывает разрыв цепочки, начало следующей.

Разобрать, как осуществляется связь, можно и на другом примере. Теперь сделаем наоборот. Будем создавать текст.

Эльфка кивнула, сняла с луки седла лютню и молча вручила Лютику. 

Начиная следующее предложение, если хотим продолжить мысль, мы должны наладить связь. Для этого расскажем о Лютике и лютне, что ему вручили. Есть несколько вариантов:

- лексический повтор: Лютик принял лютню;

- замена на синонимы: Поэт принял инструмент;

- замена на местоимения: Он принял её.

Авто «Ведьмака» выбрал второй вариант.

Теперь разберём вопросы и посмотрим, какие виды связи обычно спрашивают на ЕГЭ.

1) лексический повтор: одно и то же слово, в разных падежах;

2) однокоренные слова (здесь часто говорят о предмете, а потом используют образованное от него прилагательное: ведьмак — ведьмачьи);

3) синонимы, в том числе и контекстные, то есть характерные только для этого текста;

4) указательные, определительные местоимения. Обычно одновременно с чем-то ещё из вышеперечисленного;

5) личные местоимения;

6) союзы, обычно одиноко стоящие в самом начале предложения.

Повторить, какие бывают местоимения, что такое союз вы можете в этой статье.

Разберём задание из КИМа.

(3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5) Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества. 

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

Просят найти среди  предложений 4-8 одно, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Я специально не удалил третье предложение, нам ведь надо посмотреть, чем связано с ним 4?

Думаю, логично будет начать с поиска повторов или указательных местоимений вообще. Но будьте осторожны и дважды проверьте: не все найденные повторы и указательные местоимения станут связывать предложения. Они могут просто в нём находиться, ничего не связывая.

Повторы: нас-нас (3-4), связи-связи (5-6).

Около какого из повторяющихся слов рядом есть указательное местоимение? Только у слова «связи» — «такие».

Значит, ответ мы запишем под номером 6.

Потренируйтесь-ка сами на тестах. Думаю, это полезнее моих примеров.

ЕГЭ: Задание 23 - Вариант 1

Предложения взяты из романа Анджея Сапковского "Последнее желание" глава 6 "Последнее желание" (в переводе Е.Вайсброта)
Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
Конец
Назад

ЕГЭ: Задание 23 - Вариант 2

Предложения взяты из романа Анджея Сапковского "Последнее желание" глава 6 "Последнее желание" (в переводе Е.Вайсброта)
Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
Конец
Назад

ГлавнаяЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 23

6 комментариев к ЕГЭ: задание 23

  • met  says:

    Среди предложений 2-11 найдите такое, которое связано с предыдущими с помощью однокоренного слова. Укажите номер этого предложения.
    (1) И все потому, что моему другу нужна помощь, которую в силах оказать только ты. (2) Окажи ее, прошу, а потом, если пожелаешь, мы поболтаем о мутациях и аберрациях. (3) Она отступила на шаг, некрасиво скривила губы. – (4) О какого рода помощи идет речь? – (5) О восстановлении магически пораженных органов. (6) Горла, гортани и голосовых связок. (7) Поражение такое, словно его вызвал пурпурный туман. (8) Либо что-то похожее. – (9) Похожее, – повторила она. – (10) Короче говоря, не пурпурный магический туман поразил твоего друга. (11) Так что это было?
    Мне кажется, правильный ответ 2 (оказать-окажи). В предложении же 7 слово «поражение» связывает его не с предыдущим, а с предпредыдущим (пятым) предложением, так что этот ответ не совсем корректен.

    • admin  says:

      В вопросе — «с предыдущими». Кроме того, «оказать» — «окажи» не однокоренные слова, а формы одного и того же слова

  • met  says:

    Да, точно, вы правы. Кстати, я тут всё критикую, а поблагодарить забыла. Так вот. Спасибо огромное за такой здоровский сайт! Вы прекрасны, замечательны, бесподобны! Просто всю последнюю неделю я пыталась решать тесты от ФИПИ, а они были ужасные, нудные, все такие одинаковые. И тут я, полная тоски и отчаяния, нахожу ваш сайт. Сайт, где есть тесты с нормальными примерами, с предложениями, взятыми из Сапковского, которого я так люблю! В общем, решать ваши тесты было одно удовольствие. Поэтому сегодня, отвратительно написав ЕГЭ, я всё же счастлива. И всё благодаря вам. Спасибо! :)

    • admin  says:

      Про «отвратительно» узнаешь только 8-го, но, надеюсь, это просто самокритичность, а не правда. Практика показывает, что проверяющие очень снисходительно относятся к работам и стараются не топить, а наоборот, вытягивать.
      Спасибо за комментарии. Критика тоже важна. А то вот год целый решали все пример с ошибкой, пока ты её не обнаружила)))
      Жалко, не наткнулась на мой сайт в 9-м классе. На ГИА у меня были примеры по Толкину))

  • met  says:

    Отвратительно — это не то слово. Я минут двадцать думала, по какому правилу слово подлинный пишется с двумя н, не придумала и решила написать с одной. Вот такая глупая ошибка в тестовой части. А сегодня утром, когда наконец опубликовали результаты, оказалось, что это единственная ошибка и у меня 98!Спасибо вам! (Иду кушать пирог и поднимать кубки с чаем за ваше здоровье)

    • admin  says:

      Подлинный. Наверное, от корня ДЛИН(а) плюс суффикс Н и приставка ПО?
      Отличный результат! С таким не стыдно замахнуться на поступление в хороший вуз)))

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree