Сочинение ЕГЭ: аргументируем мнение

Как писать сочинение ЕГЭ: аргументируем своё мнение

Внимание: эта статья является логическим продолжением вот этой статьи. Потому начать надо с неё.

Для удобства напомню вам три позиции автора, которые необходимо подтвердить или опровергнуть.

Развернуть »

Проблема 1 (идеализация детства): автор считает, что идеализация детства помогает человеку всегда оставаться романтиком в душе и стремиться к простому, «первобытному» счастью.

Проблема 2 («лишний человек»): автор считает, что «лишний человек», хотя и  недоволен жизнью, но стремится к идеалу, пускай и недостижимому. Такой человек, воодушевляясь сам, «зажигает» других.

Пробелма 3 (жизненные ценности):  автор считает истинной ценностью в жизни человека желание наполнить кажую минуту существования не погоней за деньгами, а интересными событиями, маленькими безумствами.

Хотите опровергайте, хотите подтверждайте. Эти три тезиса достаточно спорные, так что с ними можно делать и то, и другое. Главное, ваша точка зрения должна содрежать слова: «Я разделяю/опровергаю позицию автора, потому что…» Не слово в слово, но такое выражение должно быть. А далее это «потому что» разделим на две части, к каждой подберём литературные иллюстрации.

Проблема идеализации детства. При подборе иллюстраций, сознаюсь, мне гораздо проще это сделать, чем вам. Сколько раз я перечитывал школьную программу…

Чтобы не заблудиться в бескрайнем мире литературы, начните с произведений, пройденных за последние два года. Кто из героев с радостью вспоминает детство? Подумайте 5 минут. И я подумаю столько же. Потом смотрим под спойлером мои ответы.

Развернуть »

Сразу вспомнил Обломова и его сон, чуть позже в уме всплыла Раневская из «Вишнёвого сада» Чехова

Ладно. Стандартные иллюстрации готовы. Хотите выделиться или не вспомнилась классика, вспомните пример из ваших любимых произведений. Только имена не перепутайте и автора указывайте.

Теперь прикинем: с каким чувством эти герои вспоминают детство? Вроде бы оба его идеализируют. Для первого его родная деревня так вообще образец правильной, гармоничной жизни. Для второй детство ассоциируется с образом её усадьбы, самого сада, ушедшей навсегда романтики дворянских гнёзд.

Осталось главное: вспомнить, к чему это привело героев. Вспомнили?

Развернуть »

Обломов ведёт бездеятельную жизнь на диване, Раневская не способна защитить сад как дорогую для неё вещь из-за своей непрактичности

Это считается позитивным моментом?

Сомневаюсь. Вот вам и новые аспекты проблемы.

Да, я согласен с автором, что идеализация детства помогает человеку оставаться романтиком в душе, но она мешает развитию практических навыков, полезных в бытовой сфере.

И потом сюда плюсуем Раневскую с садом. Минимум пересказа. Главное — выводы: к чему это её привело.

Стремление видеть идеал в недостижимом мире может привести человека и к полной апатии в мире реальном, к отсутствию стремления делать хоть что-то.

И в качестве примера сунем Обломова. Обязательно в иллюстрациях вам надо сказать, что да, эти герои романтики (вы же подтверждаете точку зрения автора).

Проблема «лишнего человека». С чем-чем, а с иллюстрациями здесь вообще просто. Тип «лишнего человека» — галерея лиц персонажей русской литературы 19 столетия: Онегин, Печорин, Чацкий, Обломов, Рудин, Пьер Безухов в начале романа. Берите любого, в каком произведении лучше помните сюжет и имена.

Ваша задача подтвердить или опровергнуть тезис: «лишний человек», стремясь к идеалу, воодушевляет других. Не буду стеснять вашу фантазию. Можете писать, что Печорин, допустим, никого не воодушевлял. Наоборот, многих погубил. А Онегин — тот вообще ни к чему не стремился, плыл по течению.

С другой стороны, Рудин, можно сказать, единственный энтузиаст в мире уснувших людей. А Чацкий? Тот готов метать бисер даже перед свиньями, лишь бы заронить зерно разумного, доброго, вечного.

Видите, какая получается софистика: мы можем и доказать, и опровергнуть точку зрения автора. Всё относительно.

Ещё раз напоминаю, что, доказывая, не забывайте писать, к чему это приводит героев. Расскажите, что из-за печорина гибнет Бэла и разрушается её семья, слепой мальчик остаётся без средств к существованию, Грушницкий убит на дуэли, а Максим Максимыч теряет веру в мужскую дружбу. Расскажите, что по вине Онегина погибает юноша Ленский, что Онегин не может найти счастье в жизни. И так далее.  Не просто упоминайте персонажа, а комментируйте.

Да. И сами аргументы. Сначала говорите мысль, потом пример.

Мне кажется, что «лишний человек» не воодушевляет других, а играет их интересами ради собственной забавы.

И тут пошёл Печорин.

Да и вообще у «лишнего человека» может отсутствовать какое-то стремление к идеалу: ненависть к жизни погружает его в апатию. 

И тут пустим Онегина.

Проблема жизненных ценностей. В каком произведении главной ценностью явилось стремление наполнить интересными событиями жизнь? Предлагаю снова задуматься на пять минут, а потом посмотреть в дверь через… спойлер.

Развернуть »

Мне вспомнился (и то с чужого совета) только господин из Сан-Франциско И.Бунина

Вспомнился-то вспомнился, и то под вопросом: подходит ли? С одной стороны, герой всю жизнь работал, копил деньги ради одной цели: после выхода на заслуженный отдых заслуженно отдохнуть. Нам не показана его полная жажды накопительсва жизнь, нам показан его «рай». И он не впечатляет. Герой не получает счастья. В довершение всего герой умирает. Возомнив себя господином, он забыл, что тоже смертен, как и любой человек. Причём, внезапно смертен.

Получается, мы подтвердили мысль автора, добавив от себя, что не надо запаздывать с определением жизненных ориентиров.

С другой стороны, автор рассказа ведь так и не говорит нам, какие должны быть у человека жизненные ориентиры. А автор отрывка романа говорит: надо жить такой же интересной жизнью, как и в детстве. Ну и ладно. Всё равно другого аргумента нет…

Как же быть?

Попробуем взять пример «от противного» и доказать позицию автора с другой стороны. То есть надо вспомнить героя, который всю жизнь провёл в скуке и обыденности. В русской литературе тому примеров масса. Особенно у Чехова. Давайте-ка вспомните таких персонажей его рассказов.

Мне сразу пришёл на ум Ионыч из одноимённого рассказа. Описана его деградация, погружение в среду пошлости, омертвение души. Чего не хватало герою в жизни? Вспомните, как он поехал ночью на свидание на кладбище. Вот оно — маленькое безумство, которых больше не будет в его жизни и без которых жизнь превратится в пошлость.

Итак, выстраиваем аргуметацию таким способом:

1) аргумент «от противного»: в самом деле, наверное, жизнь без маленьких чудачеств превратится в рутину, и человек будет постепенно становиться механизмом, чья основная функция — зарабатывать деньги. Рассказывате про «Ионыча», показываете, каким он был и каким стал.

2) аргумент 2: в погоне за типичными идеями об «интересном» отдыхе понимаешь, что это всего лишь миф. Нужно сначала понять себя, свои идеалы и стремиться именно к ним. Так, господин из Сан-Франциско, герой одноимённого рассказа И.Бунина, как и все состоятельные люди, решает в качестве заслуженного отдыха совершить круиз по Европе...

Дальше вы сами.

Итак, с аргументацией разобрались. Остался последний рывок.

Встретимся на последней странице статьи.

ГлавнаяЕГЭ русский языкКак писать сочинение ЕГЭ → Аргументируем мнение

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree