Сочинение ЕГЭ: выделяем проблему

Как писать сочинение ЕГЭ: выделяем проблему

Внимание: эта статья является логическим продолжением вот этой статьи. Потому начать надо с неё.

Для удобства напоминаю пересказ отрывка:

Развернуть »

Друзья собрались в месте их детских игр, собрал друзей Кир. Он заставил их вспомнить прошлое, погрузившись в его атмосферу. Почти все друзья заглотили наживку и предались воспоминаниям, кроме Дагира, у которого эти воспоминания не ассоциируются с чем-то прекрасным. В заключение Кир предлагает старым друзьям новую забаву: поиграть «по-взрослому», пуститься в авантюру борьбы с реальным злом собственными силами. Друзья не знают, что на это ответить, и лишь Дагир воспинял предложение крайне отрицательно.

Чтобы выделить проблему, обратимся к темам. Какие вообще понятия, темы, абстрактные предметы присутствуют в тексте?

Сразу вспоминается основной предмет их разговора —

Развернуть »

детство

Какая проблема этой большой темы здесь освещена? О чём именно из «детства» говорят герои? Один жалеет, что оно прошло, и жизнь теперь скучна. Его противник — Дагир — считает, что надо жить настоящим, а прошлое видится ему немного постыдным. Остался один штрих — как обозвать эту проблему красиво и коротко? Слово «детство» тоже должно фигурировать в названии проблемы с ещё одним или несколькими словами.

Не знаю, как вы (если что предагайте варианты в комментариях), а я бы назвал проблему -  «идеализацией детства». То есть, написал бы, что в этом тексте автор поднимает проблему идеализации детства.

Ещё что? Обратимся снова к нашему пересказу. Почему Кир предлагает друзьям эту опасную авантюру? Наверное, потому что ему скучно и он недоволен реальной жизнью. И перед нами возникает образ знакомой по русской литературе проблемы «лишнего человека» (да, здесь в кавычках, потому «лишний человек» — сугубо литературоведческий термин).

Последнее: обычно проблему в художественном тексте можно найти в длинных монологах, авторских отступлениях, когда герои начинают рассуждать. Рассуждает здесь Кир. Найдём его монолог с предложения 56.

Развернуть »

- (56) Вот именно, — парировал ответным перебиванием Кир. — (57) Раньше мы не думали о времени. (58) Мы не думали вообще ни о чём. (59) В играх мы вечно спасали мир от зла. (60) Посмотрите вокруг: всюду разбойники, ведьмы, чудища и прочая нечисть. (61) Мы взрослые люди, так давайте и играть по-взрослому. (62) Плюнем с колокольни на спокойную скучную жизнь, с головой окунёмся в приключения. (63) О нас будут шептаться девицы, подвиги воспоют барды в трактирах. (64) Что скажете?

К чему он призывает? Наверное, добавить в жизнь капельку безумства, забыть условности и прочее. А для чего? Конечно, чтобы найти частичку счастья. Вот оно — поиски счастья! Или по-другому:жизненные ценности.

Знаете, если копаться в тексте, там можно много разного обнаружить. Главное, не переборщить. Например… Да, в тексте присуствуют друзья, но проблемы дружбы нет.

Спросите, а как узнать точнее?

Проблема подразумевает какое-то обязательное утверждение, тезис или две стороны конфликта (спора), даже пускай одной из сторон будет потенциальный читатель или воображаемый оппонент («обычные люди»). Смотрите: «идеализация детства». В тексте Кир идеализирует, Дагир — нет. Проблема «лишнего человека»: Кир как «лишний человек» считает, что взрослая жизнь скучна, потому что в ней всё решает выражение «время — деньги», в ней нет места фантазии и безумствам. Это его тезис. Третья проблема — «жизненные ценности». Она тесно связана с предыдущей. Кир считает, что истинными ценностями в жизни являются не деньги, а возможность жить интересно каждую минуту.

Видите? Везде тезисы. А вот на проблемы из темы «дружба» в тексте тезисов не найдётся. Потому что мы не обладаем информацией, какими друзьями они были раньше, какими стали сейчас и так далее…

Значит, мы можем написать первый абзац сочинения примерно так:

проблема 1:

Развернуть »

 Разве не склонны все мы видеть прошлое в розовом свете? Так хочется иногда повернуть время вспять и снова пробежаться по лужам… (ну, вы поняли, в каком ключе писать)))  

проблема 2:

Развернуть »

 В обществе нередко можно встретить людей, разочарованных жизнью. Они не любят шумных компаний, предпочитая им уединение с книгой, фильмом или какой-нибудь он-лайн игрой. Ещё со времён Пушкина такой тип людей нашёл отражение в русской литературе. Его называют «лишним человеком»

проблема 3:

Развернуть »

 Никто свыше не сказал человеку, при каких условиях он обязательно будет счастлив каждую минуту жизни. И потому все мы находимся в постоянном поиске того, что сделало бы нас счастливее. Ищем истинные ценности, отбрасывая ложные.   

Последнее предложение первого абзаца должно обязательно содержать следующую фразу: «так и в отрывке из романа Alfringa затрагивается проблема идеализации детства/»лишнего человека»/жизненных ценностей.

Первый абзац готов. Долго? А так и должно быть: дальше пойдёт как по накатанной. «Если вы написали первый абзац, считайте, что вы написали сочинение», — наверное, сказал бы какой-нибудь восточный мудрец. Но так как восточный мудрец ЕГЭ не сдавал, скажем за него эту мудрость.

Устали? Если нет, переходите к следующей странице.

ГлавнаяЕГЭ русский языкКак писать сочинение ЕГЭ → Выделяем проблему

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree