ЕГЭ: задание 25 (сочинение)

Если вам удобнее воспринимать информацию на слух, я подготовил для вас обучающее видео:

Итак, вы разобрались с тестами, вписали ответы в бланк и приступили к сочинению. Ни в коем случае не пишите его сразу в беловик. Вам в черновике-то придётся исправлять ой как много…

Начнём со следующей установки. Если в школе вам за слабо написанное сочинение могли поставить «трояк». главное же, принёс, написал хоть что-то. Здесь вам за хоть что-то могут не начислить и одного балла. Здесь проверяют по критериям. А критерии составляют, исходя из задания.

Рассмотрим, чего же от вас требует само задание.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Каждое слово задания надо понимать буквально. Вы пишете сочинение, опираясь на прочитанный текст. Не надо рассуждать о проблеме в общем. Сначала мнение автора — потом ваше мнение. Лучше прочитанный отрывок называть «текстом», чтобы не перепутать жанры. Особенно если вы в жанрах не разбираетесь (ведь перед вами может быть рассказ, очерк, статья, отрывок романа).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Вас просят сформулировать (то есть назвать конкретно) одну из проблем. В тексте проблем может быть несколько. Обычно 3-4. Конечно, одна из них главная, но брать её необязательно.  Можете выбрать любую. Правда, в последнее время чаще стали использовать для ЕГЭ тексты с всего одной проблемой. Не знаю, насколько долго продлится эта тенденция.

Не путайте проблему и тему. Темы — это широкие предметы разговора. О чём можно поговорить? О войне, о любви, о природе, о погоде, о семье и друзьях. Ну вот предложили вам поговорить о любви. И что? О чём вы начнёте говорить? Видите, насколько широка тема. И в ней вам надо выбрать проблему, затронуть которую вы хотите в разговоре. Например, проблему непостоянства в любви или проблему сохранения отношений на расстоянии. Так и автор. Он берёт широкую тему и выделяет в ней одну проблему. Вот её вам и надо назвать.

Ярче всего проблемы видны в публицистике. Там автор прямым текстом клеймит несогласных и открыто говорит свою точку зрения. Другое дело, в художественных произведениях. Там проблему надо искать.

Далее будьте внимательны: вас просят не только назвать, но и прокомментировать эту проблему. Что сие значит? В идеале, это анализ текста или его отрывка, в котором взятую вами проблему автор и показывает. Анализ, не пересказ. Анализ не такой уж и глубокий: просто показать, как автор вышел к проблеме, как задумался о ней. На каком материале он раскрывает проблему, есть ли скрытый смысл и какие приёмы композиции использовал, чтобы привлечь читателя к проблеме. Например, антитезу или контраст, повторы, художественные детали. Особенно анализ нужен в художественных текстах, где проблема не лежит на поверхности.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Вы должны выразить позицию автора. Если раньше вы говорили о проблеме отстранённо. Вот, мол, автор показал то-то, контраст ему помог выразить это, художественные детали подчеркнули то-то, а сама композиция отрывка доказывает справедливость авторской позиции. Теперь вы должны хотя бы одним предложением сказать, в чём же эта авторская позиция заключалась. Иными словами, в сочинении должна встретиться подобная фраза: «авторское отношение к поднятой проблеме такое:...» Подобная. Не слово в слово. Заметьте, в художественных текстах, если повествование от первого лица, нельзя говорить «автор». говорите «повествователь».

То есть, вот заговорил автор на тему любви. Поднял проблему неразделённой любви. «Позиция» — это его отношение к неразделённой любви. Например, он всеми силами пытаетесь объяснить читателю, что неразделённая любовь — стимул к самосовершенствованию. И использует для этого различные приёмы и методы убеждения. Эту позицию и необходимо нам отразить в сочинении.

Можно отражать её одновременно с комментарием к проблеме. Главное, чётко прописать слова «позиция автора» или «героя-повествователя», если повествование ведётся от первого лица. Даже если перед вами отрывок из какого-нибудь «Дневника вампира», вы должны отражать позицию этого самого вампира :)

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Переходим к вашей точке зрения. Вы должны написать, что вы считаете по поводу этой проблемы, принимаете вы точку зрения автора или нет, и обязательно это доказать. Чётко и логично. Не «потому что я так считаю», а грамотно подтвердить или (но мой вам совет этого не делать) опровергнуть.

Вас просят аргументировать свою точку зрения. Что это значит? Аргументом считается логично выведенное доказательство. То есть в идеале, сначала вы приводите этот самый аргумент и лишь потом иллюстрируете его примером. Пример вам нужен один из литературы, один из жизни. Лучше привести два примера из литературы. Вдруг первый вам не засчитают. Так хотя бы за второй дадут два балла, а не один. Из литературы можно любой: русской, зарубежной, современной. Хоть из того же «Ведьмака».

Теперь разберёмся, в чём разница между аргументом и примером. Допустим, автор затрагивает проблему экзистенциальных моментов, когда человек имеет возможность остаться наедине с собой. Позиция автора: такие моменты человеку нужны. Доказывая, автор рассказывает случай из путешествия, когда он остался наедине с собой и получил от этого истинное наслаждение. Теперь ваш черёд. Вы соглашаетесь и пишете два аргумента: 1) такие моменты нужны, потому что они помогают переосмыслить жизнь, понять истинные ценности; 2) такие моменты нужны, потому что тогда человек учится быть наедине с природой, учится созерцать, наблюдать. Видите, это два аргумента. Похожие. Они могут быть почти одинаковыми. Главное, их два. После каждого приведите подтверждающие аргумент примеры. После первого можно вспомнить, например, Андрея Болконского и небо Аустерлица. Князь Андрей мечтал о военных подвигах, великой славе. Но увидев небо, понял, что это всё не имеет значения. После второго аргумента можно привести в пример японцев. Любование природой, созерцание входит у них и в туристические программы, имеются даже национальные праздники, связанные с любованием.

Приводя иллюстрацию из литературы, не думайте, что просто назвать героя или писателя будет достаточно. Нет, вы должны описать, как эта же проблема нашла отражение в произведении. Нужен глубокий анализ. Нельзя строить доказательство простым наличием этого в литературе. Литература ж вам не Святое Писание. Потому, если Раскольников в романе «Преступление и наказание» старуху-процентщицу топором убил, это не может стать иллюстрацией к аргументу «Лучше действовать, чем бездействовать».

Внимание: за литературную иллюстрацию НЕ считается фольклор (сказки, пословицы, поговорки, загадки). Зато его можно вставить примером ко второму аргументу. Ещё ко второму аргументу (если уж два литературных никак) можно привести примеры из истории, цитаты авторитетных в этой области личностей, публицистику, рассказы очевидцев.

Главное, не будьте детьми. Вы же 11-классники, взрослые люди. Никаких примеров из «Колобка» или «случаев с моим другом». Это классифицируется как «детсад» и оценивается нулём баллов.

Аргументируя и приводя примеры, следите за фактической точностью. Правильно пишите автора (лучше с иниципалами, если помните; не помните — лучше не придумывать — снимут баллы за фактическую неточность), имена героев. Не обращайтесь фамильярно с героями. Князь Андрей. И только так. Никакой не Андрюшка.

Больше двух аргументов писать нет смысла. Лишних баллов вам за них не прибавят.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

150 слов — это на «три». Если писать сочинение в соответствии со всеми критериями, у вас получится куда больше. Около 300 слов. Минимум установили, чтобы обозначить границу, после которой будут вдвое снижать баллы за грамотность.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Об этом я писал в самом начале. Обязательно выполните поверхностный анализ текста автора. Не начинайте сразу переходить к своему мнению.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

То есть пересказом не увлекайтесь. Другое дело, пересказ с элементами анализа. Вы упоминаете эпизод (не пересказываете, а лишь называете его) и говорите о его роли и идейной значимости.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Про почерк я ещё в разделе ОГЭ говорил. Проверяющие вас не знают, они не в курсе, как вы учились в школе все 11 лет. Потому смотрят на вашу личность именно через почерк. Постарайтесь уж один раз в жизни написать красиво. Не лепите в каждую строчку бланка, пишите через строчку. Места хватит, попросите дополнительный бланк.

В задании всё, больше никаких указаний. Однако в критериях присутствуют вещи, которые вам нужно знать. разберём критерии. Как вашу работу будут оценивать.

К1. Формулировка проблемы — 1. 

Балл ставится, если вы прямым текстом написали, какую проблему автор затронул в тексте.

К2. Комментарий к проблеме — 2.

Два балла ставят за анализ авторского понимания проблемы, её выражения в тексте.

К3. Отражение позиции автора — 1.

За упоминание прямым текстом, как автор относится к проблеме.

К4. Аргументация — 3.

Три балла за два аргумента и два к ним примера, один из которых литературный.

К5. Абзацы — 2.

Подсчитаем абзацы. Минимум следующий: вступление-анализ текста и авторская позиция-собственное мнение и аргумент 1 с примером-аргумент 2 с примером-заключение. Итого 5 абзацев. Впрочем, если мыслей в аргументах или в анализе много, абзацев будет больше. Самое главное, делите на базацы в соотвествии с логикой мысли. Если мысль закончилась — новый абзац.

К6. Выразительность речи — 2.

Предложения не должны быть однотипными. Для получения этих двух баллов старайтесь пользоваться инверсией, парцелляцией, восклицательными знаками, многоточиями. Украшайте речь.

Следующие критерии проверяют вашу орфографию, пунктуацию, наличие грамматических и речевых ошибок, фактическую точность и соблюдение этических норм. Насчёт последнего: сочинение надо писать единым стилем, никаких отклонений в сторону просторечия, разговорной лексики и жаргона. Иногда хочется написать чего-нибудь эдакое, выразить себя, выделиться. Сдержитесь: вам скинут балл за этику.

Да, и обратите внимание на следующий тип речевой ошибки. Очень частый, кстати. Ведьмак выбрал себе трудный путь. Он не колебался. Так вот: местоимение обычно заменяет последнее перед ним существительное этого рода. Получается, что в нашем предложении «не колебался» не ведьмак, а путь. Будьте аккуратны с местоимениями вообще.

Предлагаю вам выполнить следующий вид работы. Я взял с одного из сайтов сочинение, дающееся как образец ученического сочинения к вопросу 25. Попробуйте сами разобрать его по критериям. А после ответа на вопрос обязательно смотрите мои комментарии.

Оцените сочинение по критериям

Представьте на миг себя экспертом по проверке сочинений ЕГЭ
Начать
Теперь вычтем 1 балл из К6, потому что К10 по нулям. И в сумме получаем 15 баллов из 23. С одной стороны, неплохой образец сочинения. С другой, будущие стобалльники сделают вывод, что не стоит брать сочинения с Сети как идеальный образец для подражания и копирования.
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
1112Конец
Назад

И последнее: в каждом регионе сочинение проверяют по-своему. У одного и того же сочинения могут быть совершенно разные баллы. Где-то придираются, где-то на многое смотрят сквозь пальцы. Так что удачи вам с проверяющим!))

ГлавнаяЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 25 (сочинение)

22 комментариев к ЕГЭ: задание 25 (сочинение)

  • Катод  says:

    Почему не рекомендуется опровергать точку зрения автора? Он может сидеть среди проверяющих?

    • admin  says:

      Можно очень легко перейти грань «этического критерия», забывшись. Да и проверяющим вряд ли это особо понравится: вы же опровергаете «истинных знатоков добра и красоты». Придираться ещё начнут, приняв вас за «раздолбая-троечника, который вечно идёт против системы»)) В целом, против системы идти можно, но она вас за это не наградит. Пускай баллов будет меньше, зато останетесь при своём мнении)) (Но, по большому счёту, кому сдалось ваше мнение? Миру вы сочинением глаза на правду не откроете, а баллы понадобятся для поступления в универ)

  • Анод  says:

    Спасибо,очень пригодилось,все хорошо и доступно прописано))Все советы учту

    • admin  says:

      Хорошо, учтите. Рядом есть статьи, тоже посвящённые сочинению: «Пишем сочинение вместе» и «Как писать сочинение ЕГЭ». Почитайте их тоже.

  • Анна  says:

    Спасибо за классный сайт:)))

    • admin  says:

      Ещё раз?
      Очень рад :)

  • Дмитрий  says:

    Сайт отличный!! Нашёл его месяца 3-4 назад и не жалею о том,что провожу тут так много времени!)

    • admin  says:

      Дмитрий, спасибо. Удачи на экзамене

  • Ульяна  says:

    Спасибо! Очень хороший сайт)) Куча и фишек и читать приятно — по доброму написано) Алексей, у меня вот вопрос, в комментарии нужно цитировать или указывать номер предложения? Просто прочитала, что чуть ли не в обязательном порядке, и если не укажешь, то баллы снимут.
    з.ы. а по подготовке к ЕГЭ по литературе ничего не будет? ^___^

    • admin  says:

      Если не секрет, то где читали? Понимаете, в чём соль: каждый регион и даже каждый проверяющий может трактовать критерии по-своему. Но критерии-то они одни. И в них не сказано ничего, как надо «указывать» или «цитировать». Конечно, по логике, лучше процитировать или просто взять в кавычки несколько слов непосредственно из текста для пущей важности.

      • Ульяна  says:

        Спасибо за ответ. Читала на сайте, подготовка к ЕГЭ, консультант проверяла образцы сочинений и сделала замечания на счет цитат, ссылку ,к сожалению, найти не могу

        • admin  says:

          Ходят слухи, что с этого года хотят нечитаемые в плане почерка работы ещё обнулять. Пока не знаю, насколько это достоверно

          • Ульяна  says:

            Оу. Буду стараться еще лучше писать)
            Вообще, имхо, самое сложное — это аргументы, когда в школе училась, без проблем, а теперь мучения. С одной стороны хоть из пальца высасывай, а с другой — даже это иной раз не получается сделать. А смухлевать никак нельзя? Взять не очень известного автора или маловероятно читаемого преподом, и подтасовать слегка факты из книги? Звучит не очень и не хотелось бы прибегать к такому, но вдруг совсем ничего в голову не придет.

          • admin  says:

            Смотрите сами… Официально у проверяющих есть доступ в сеть, они могут сверить, есть ли такой автор и проч. Другое дело, будут ли они это делать при таком количестве работ. Но, думаю, будут. ЕГЭ — вещь, за которую отвечаешь головой. Так что не рискуйте

  • маргарита  says:

    спасибо)очень понятно все объяснили.

    • admin  says:

      Спасибо за поддержку и тёплые слова

  • Кирилл  says:

    Нашёл ваш сайт приблизительно 3-4 мес. назад и начал готовиться по нему. Хочу сказать вам огромное СПАСИБО за проделанный труд! Вы из тех учителей, которые действительно умеют учить и мотивируют учеников готовится к экзаменам. Сам я не до конца понимал, как именно нужно готовиться к экзамену, но вы всё хорошо объяснили и я сразу начал практиковаться на РЕШУ ЕГЭ.

    Насчёт 25 задания, спасибо что помогли понять разницу между ПРОБЛЕМОЙ в тексте и ТЕМОЙ текста (я никак не мог их различить) а также спасибо за совет насчёт почерка ( “Не лепите в каждую строчку бланка, пишите через строчку” ). Кстати, наша учительница русского языка говорила насчёт примера с колобком совершенно иную позицию, что якобы в “КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ” про него писать можно (хотя я думаю нам с вами и так понятно, что в качестве примера приводить колобка будет глупо). Ещё хотел поблагодарить вас за то, что вы объяснили в комментариях выше, что лучше не придумывать автора и произведение , поскольку проверяющие экзаменаторы могут легко проверить по Интернету достоверность существования данного автора и снизить баллы за придуманного автора.

    И ещё хотел уточнить, стоит ли цитировать слова из текста в качестве доказательства точки зрения автора(к 3 абзацу ) или моей точки зрения (к 4 абзацу )?

    Ещё раз за всё спасибо!

    • admin  says:

      Кирилл, благодарю за такой развёрнутый отзыв. Не пожалели времени, ух)) Очень лестно слышать такие слова от совершенно не знакомого человека. Вдохновляет, благодарю. Многие вещи приходят с опытом работы: я работаю в школе более 11 лет. Насчёт вашего вопроса скажу, что для доказательства точки зрения автора цитирование почти обязательно. А для своей — нет. Вы же не помните наизусть произведения, на которые ориентируетесь. Потому достаточно пересказа.
      Главное, не теряйтесь на экзамене. У вас всё получится!!!

  • арина  says:

    большое спасибо!!! Вы очень понятно все объясняете!)

    • admin  says:

      Арина, удачи вам. Весьма лестно слышать!

  • Евгений  says:

    Из произведений хорошо знаю только «Ведьмака», но вот беда, ни разу не брал аргументы из этой серии книг, поскольку не знаю, можно ли просто написать: «В «Ведьмаке» А.Сапковского…» или необходимо указывать само название книги/рассказа?

    • admin  says:

      Конечно, название романа

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree