А.С.Грибоедов — «Горе от ума»

Текст произведения скачиваем по ссылке  Горе от ума

Познакомиться с биографией А.Грибоедова, дипломата и литератора, можно, просмотрев документальный фильм «Ослепительно короткая жизнь».

Читаем «Горе от ума» вместе

Действие 1

«Горе от ума» — пьеса.

Здесь нет автора, который станет объяснять вам, что герой из себя представляет. Всё надо выуживать из речи и поступков персонажей. В начале перед нами Лиза, София, потом Фамусов и Молчалин.

София читает «французские» романы, то есть любовные. Кто их читал, знает, о чём речь. Они мало изменились за двести лет, кроме разве что воспитательной направленности (героиня там должна быть вознаграждена именно за добродетель, а не за то, что пошла на поводу у страсти). И потому в 2голове у Софии не нормальные будничные люди, а образы героев романов. Ну посмотрите, как она говорит: «Ах, в самом деле рассвело!» Междометием «ах» обычно сентименталисты баловались. «И свет и грусть. Как быстры ночи» — яркий пример сентиментального позерства.

В отличие от неё Лиза говорит нормально, даже просторечно: пословицы, поговорки, афоризмы – признак народности и смекалки. Автору явно нравится этот персонаж.

Первая реплика Молчалина «Я-с». Две буковки, из них вторая показывает вежливое угодничество. С Молчалиным всё ясно.

Фамусов тоже прост в речи, многословен, любит приукрасить речь сравнениями. Фамусов печётся о воспитании дочери и нанимает ей учителей, хотя сам ученье не одобряет? Так чего ж нанимает?

Модно. Престижно.

Учиться, как он считает, она должна всему у своего отца. Который…

1) терпеть не может книги;

2) халатно относится к делам («подписано, так с плеч долой»);

3) лапает служанку при удобном случае.

Нечего говорить, пример для подражания чудесный.

София рассказывает свой сон: набор штампов любовных романов. Папе намёк: мол, я тебя предупреждала.

Обратим внимание также на диалог Лизы и Софии. «Грех не беда, молва нехороша», — говорит Лиза, на что София гордо так: «Что мне молва?» И в самом деле, та убеждена, что с любимым рай и в шалаше. Ей просто в шалаше жить не приходилось, но в романах пишут «рай». Она им верит. Заметьте в её словах слово «мне». Она думает о себе, не вспоминая о Молчалине, для которого «злые языки страшнее пистолетов». Говорит о чём? Не любит она настоящего Молчалина, ибо она его не знает.

И тут началась вся завязка: в привычный мир, где София обманывает себя и отца, Молчалин обманывает Софию, а Фамусов прикидывается благочестивым отцом, прибывает некто Чацкий. Птица та ещё. Прибыл и тут же с претензиями: мол, чего не обнимаете, не целуете? Я катался по заграницам три года, вы должны завыть от радости и кинуться на шею!

Не тут-то было.

София друга детства не особо ждала. Всё бы он ей ничего, но не любит она, что Чацкий срывает с людей красивые маски и смеётся над их кривыми истинными лицами. На этом маскараде, где все они живут, так делать не принято. Так вообще на маскарадах делать не принято. Но Чацкий, видно, не любит маскарады. И тут же принимается за любимое занятие: вспоминает московских знакомых, из которых один зимой прятал слугу в комнатке, чтобы тот изображал соловья, другой попал в комитет по изданию книг и хотел запретить учиться грамоте. В общем, разошёлся Чацкий, перемыл косточки старым знакомым. Думал, Софьюшка посмеётся вместе с ним.

А ей не смешно. Это она раньше с ним смеялась, вроде как заодно они были. А тут его три года нет, София и отвыкла. Сама стала человеком, над которым можно посмеяться (вспомните её навязчивое увлечение любовными романами).

«Мягко» так касается и Молчалина, которого считает самым глупым человеком («Что я Молчалина глупее?»). То есть глупее Молчалина и быть нельзя. Эта фраза делает Чацкого теперь злейшим врагом Софии.

В заключение отметим речь Чацкого. Она по-настоящему книжная. Читать её сложно современным 9-классникам. Они большей частью её вообще не понимают. Поэтому тут нужно комментировать каждый его монолог построчно. «Пафосный мужик» — так охарактеризовала его одна ученица. А ведь и вправду, немного есть: Чацкий на фоне остальных смотрится чересчур картинно. Его длинные монологи порой не к месту и кажутся занудными: ну сказал ты мысль, так нет же, надо ещё развернуть её тремя примерами-аргументами. Вот от кого берёт начало сочинение из ЕГЭ.

Действие 2

В начале 2 действия Фамусов просит читать ему календарь. Хвалит некоего Кузьму Петровича за то, что тот был камергером и после смерти оставил камергерский ключ (то есть почётный этот чин) своему сыну. Фамусову нравится такой миропорядок, стабильность, круговорот. Даже в календаре он отмечает три события: зван он на крестины, обед и похороны. Снова круговорот московской жизни. А кто он сам в этом круговороте? Видит он себя неким наблюдателем, смотрителем, что ли: сам рассчитывает даже точную дату, когда, по его мнению, его позовут на крестины, потому что его знакомая, по его расчётам, должна родить.

Чацкий врывается в этот круговорот. Снова говорит об одной Софье, но Фамусов обрывает речи о сватовстве, мол, должен ты именье в порядок привести и послужить. И тут пошло-поехало… «Служить бы рад…» — дальше вы помните)

Фамусов в споре с Чацким говорит о своём дяде, Максиме Петровиче. Уважаемый человек в своё время, а в то время дворяне и так были куда чопорнее: «не преклонят тупеи, хоть сорок пуд отвесь». Сорок пуд – это мера уважения, а не веса (сравните современный жаргон «сто пудов даю»). И на эти «сорок пуд» они даже «тупеи» (верхняя часть причёски) не преклонят. И этот уважаемый в таком обществе старый дядюшка что сделал? Подслужился. Упал перед императрицей, чем её рассмешил. Смирив гордость, упал ещё дважды. Видно, дядя думал, что шутка, повторенная трижды, втрое смешней. Императрица, видно, думала так же. И с тех пор стала допускать дядю в высший свет, давала поблажки, имения и прочее.

Чацкий фыркает в ответ: мол, теперь не то. Теперь так делать стыдно. И не смешно вообще. Хочешь, чтоб смеялись над тобой, иди в шуты, а не в государственные деятели. Чацкий ещё тогда свято верил, что так должно быть. Ещё про новый век он много чего говорил, но Фамусов уши затыкал. Ему казалось, Чацкий революционер какой-то, таких речей не произносили ещё в этом доме.

Является Скалозуб. Вообще дубина какая-то, а не персонаж. Большая, с ясными целями и полностью деревянная дубина. Вся его речь только о военной службе, людей делит на «мы с ним служили» и «мы с нею не служили», слова употребляет даже заимствования, но по своей, военной, теме, монолог Чацкого, где тот проклинает любовь дам к «мундирам», то есть к любым офицерам, вне зависимости от человека, который под мундиром,  Скалозуб понимает как выпад против гвардейцев, а не против попсовых взглядов.

Фамусов хвалит Москву, Скалозуб говорит, что пожар ей способствовал к украшенью. Конечно, заново ж отстроили – ясная логика у человека. А Чацкий о своём: дома новые, а люди старые (это как Воланд в «Мастере и Маргарите»). В Москве на всё, говорит, есть законы. Это он про светские законы – как себя вести, где кого подмазать, кого осудить. А законодатели их – старички-сплетники да важные дамы, как мужчины по характеру.

Чацкий тут с монологом «А судьи кто». Ему такие законодатели не нравятся. Насмотрелся он на них с детства: один поменял своих верных слуг, спасавших его жизнь, на три собаки, другой у своих крестьян детей отобрал, чтоб театр устроить в имении, но разорился и перепродал бедных детей. Не нравятся Чацкому такие судьи. А если, говорит, найдётся среди молодых враг «исканий» (имел в виду исканий чина, карьерного роста), то эти судьи не поймут и проклянут. В принципе, Чацкий тут спрогнозировал свою судьбу в этой пьесе.

В последнем явлении видим Молчалина. Он боится, что Софья ведёт себя чересчур откровенно, надо б поосторожней. А Софье уж и мечтается о дуэли, что Чацкий по какой-то причине захочет вызвать Молчалина на дуэль. Экшна Софье не хватает в её собственном сентиментальном романе.

А Молчалин-то оказалось, не прочь приударить за Лизой. Она для него «живое создание». Обратите внимание на слово «живое», потому что Софья-то – она искусственная, наигранное поведение у неё)

Действие 3

Чацкий должен уехать, потому что видит: София его не любит. Но не уезжает никуда. Почему? До него никак не дойдёт, что Софья его не любит, потому что Чацкий не понимает, как можно не любить ЕГО? И он начинает сравнивать себя с другими и ясно видит: он куда лучше других. Тут же разгадывает поведение Софьи: она наделила Молчалина теми качествами, которые хочет в нём видеть, а не которые у того есть. И всё это, представьте себе, он не в себе держит, а самой Софье втолковать пытается, думая, что любить можно умом, что можно объяснить: ты любишь не того – люби меня. Ведь ради тебя я готов горы свернуть, с ума схожу от страсти. Разве остальные так могут сходить?

Софья пожимает плечами: нехотя с ума свела. Чем виновата-то я? Объясняет, что в супружестве и не нужен такой язвительный ум. То есть Софья уже далеко глядит.

Чацкий заходит в комнату Софьи, пытается вспомнить прошлое, потом встречается с Молчалиным. И тут рассматривает его внимательно и понимает, что по-настоящему любить такого человека невозможно. Потому что он не человек, не личность. Молчалин говорит от имени какого-то «общего лица», у него нет Я: «жалели вас», «удивлялись мы».  Он получил три награды, ничем не выделяясь, только за умеренность и аккуратность. И такими вот умеренными шагами идёт он вверх по карьерной лестнице. Чтоб не оступиться нигде. Из диалога мы узнаём, что Чацкий раньше тоже служил, но из-за конфликта с начальством прекратил службу.

Через Молчалина мы видим философию жизни «фамусовского общества»: высшие чины для них – боги. От них молодежь учится поведению, стилю жизни, слушают их суждения, набираются опытом, чтобы потом самим стать такими же. То есть смеяться шуткам начальника, молиться на него и всю жизнь посвятить ему. А потом наконец самому стать таким. Понятно, Чацкий выглядит для них нелепым: он молод, а начинает говорить своё слово против слов корифеев местных.

Далее круг действия расширяется: от дома Фамусова мы видим несколько московских семейств на балу.

Это подкаблучник Платон Михайлович Горич, с которым Чацкий когда—то служил в полку (заметим, что Чацкий всё-таки служил раньше). И службу Горич вспоминает со вздохом: там была свобода, а тут жена заставляет его таскаться по балам, светским раутам, оберегает, как ребёнка. Чацкий советует ему в деревню ехать, заняться поместьем, но жена разве бросит свет?

Это и княгиня с внучками, которая хочет познакомить сначала их с Чацким, но узнав, что тот не богат и отставной, тут же отзывает их назад. Приоритеты налицо. Смешно выглядит сама речь внучек: говорят они как единое целое, как один организм, многоголовое чудище-змей))

Это и графиня-внучка, которая жалуется: молодые люди уезжают во Францию и там женятся. Чацкий ей говорит: ничего удивительного, правильно делают, что предпочитают оригиналы спискам («списки» — это копии). Он называет местных «копиями» француженок, подражательницами, а самих француженок модистками, то есть портными, которые изготавливают моду, а русские слепо копируют.

Это и Загорецкий, плут, которого принимают в обществе только за то, что он умеет вовремя преподнести подарочек, поухаживать, подмазаться. Такой Молчалин, но без границ: свои подарки он в карты выигрывает или на пари. А может, и ворует.

Это Хлёстова, местная законодательница нравов. Чацкий с первого взгляда ей не понравился: он смел смеяться чему-то, пока ОНА говорила. Хлёстова привыкла к молчанию и послушанию, когда она говорит. Молчалин сразу принялся ей угождать: хвалит её собачку, разряжает атмосферу.

Чацкий видит это и наедине тычет поведением Молчалина Софье в лицо: мол, ну смотри, кого ты любишь – подстилку какую-то. Софья злится и решает отмстить Чацкому: пускай сам смешно выглядит. Говорит первому встречному, что Чацкий не в своём уме. Слух разошёлся мгновенно, ведь каждый уже точил зуб на Чацкого. Фамусов даже сказал: он первым это заметил (Фамусов просто везде хочет быть первым). Молчалин говорит, чтобы поддержать мнение толпы, что Чацкий отсоветовал ему служить в Архивах, хотя Чацкий ему вообще ничего не советовал, не унизился. Графиня-внучка сказала, что он её обозвал модисткой. Она тупо не поняла прикол Чацкого про француженок.

Во всём книги виноваты, так решил Фамусов. Понятно, он имеет в виду книги просветительские, катализаторы новых идей, а не художественные романы.

Действие заканчивается монологом Чацкого про французика из Бордо, который собирался в Россию, к варварам, а приехал – его тут встретили как царька, и он решил, что Россия – это французская провинция, то есть деревушка вдали от центра, от Парижа.

Оборачивается: все танцуют, никто его не слушает. Оно и понятно. Однако не ему.

Действие 4

Чацкий уходит с бала, недовольный. В душе пустота. Он хотел найти в Москве Софью, возлюбленную, а не нашёл ничего. И тут его встречает Репетилов.

В Москве того времени появлялось много тайных обществ. Одни из них были серьёзными, декабристскими. Были и другие, пустые, позерские, ради просто пошуметь, потому что это модно. Репетилов как раз такое нашёл и зовёт туда Чацкого. Заседает это общество в Английском клубе (ага, тайное оно: это тот самый клуб, где завсегдатай – Фамусов), члены общества: парочка, про которую сказать даже нечего, один англоман, другой всё напевает старомодную безвкусную арию, но главный у них – Воркулов, которого они на чёрный день пасут (видно, в жертву готовят), поэт, но ничего не пишет. А раньше писал стихи туманные с не менее туманными названиями: нечто. О чём оно? Обо всём. То есть ни о чём)

Сам Репетилов в молодости всё поставил на карту: метил в зятья к немцу, стал женихом, когда немец выбился в министры. Но выбившись, немец показал Репетилову шиш, и тот остался с женой и ни с чем более. Вот и обозлился на власть, вот и желание покритиковать взялось. Потом Репетилов безбожно жил: пил, играл, а вот теперь попал в это общество. Понятно, Чацкий с ним не едет.

Репетилов – это карикатура на Чацкого: он тоже приехал на минутку, покричал и уехал, пафосно крича те же слова: карету мне, карету!

А вот Чацкий просто так уехать не может. Никак не поймёт он суть любви Софьи. И тут как специально: слышит шаги. Прячется за колонну и подслушивает. И Софья подслушивает, как Молчалин приставал к Лизе и признавался в том, что Софью любит как собачку хозяина, потому что хозяйская она, а хозяйское всё любить надо.

Софья девушка умная. Она ведь глубоко внутри понимала, что это так, но себе признаваться не отела. А тут услышала, воочию так сказать убедилась. И главная её забота: хорошо, что тут Чацкого нет. А он тут как тут: выскакивает из-за колонны: «Попалась, бесстыдница». Сам смешон, конечно: кто он такой, чтоб её подлавливать.

Всё заканчивается тем, что вбегает Фамусов, думает: Софья тайно с Чацким видится. Молчалин спасён, Чацкий предрекает Софье брак с Молчалиным, мужем-слугой, ведь такой ей нужен, а не умный человек.

И уезжает.

А Фамусов беспокоится, как бы об этом скандале не услышала Марья Алексеевна, ещё одна Хлёстова, тоже законодательница.

Вообще персонажей внесценических тут много. На сцене они не появляются, но герои их упоминают. Зачем это автору? Как 3D спектакль: действие разворачивается не только вокруг дома Фамусова, а шире, на всю Москву, всю Россию, и Чацкий такой не один, и Фамусов такой не один. Много их, но судьба одинакова. Как камни в болото падают: круги идут, камень тонет, а потом снова тишина…

 

Рекомендую для последнего урока по произведению поиграть в игру на интерактивной доске SmartNotebook с программным обеспечением 11 версии. Скачать игру можно в разделе сайта «Методические разработки» или прямо по ссылке.

Для самоконтроля предлагаю пройти тест по жизни и творчеству А.Грибоедова (честно признаться, тест в большей части на знание текста произведения).

Тест по жизни и творчеству А.С.Грибоедова

Проверьте, насколько хорошо вы запомнили текст комедии
Начать
Вы набрали %%SCORE%% балла из %%TOTAL%% возможных. Ваша оценка -  %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
1112131415
1617181920
2122232425
2627282930
Конец
Назад

ГлавнаяЛитература в школе → А.С.Грибоедов — «Горе от ума»

8 комментариев к А.С.Грибоедов — «Горе от ума»

  • Катод  says:

    «Если необходимо продолжение статьи по другим действиям, оставляйте комментарий.»
    Не необходимо, так как мы это уже прошли)
    А по другим произведениям будет такое?
    ЗЫ Поздравляю с новым дизайном! :) Только эта белая панель мешает, нельзя её как-то спрятать?

    • admin  says:

      По 10 классу не планировалось пока.
      Спасибо за одобрение дизайна)) Белая панель пока останется — это кнопка соцсетей. Я к ней привык. Как она мне надоест, выброшу

  • Ольга  says:

    Уважаемый Алексей! Пару последних лет постоянно захожу к вам за заданиями для ЕГЭ. И мне, и моим ученикам очень нравятся ваши разработки. Смотрим ролики, делаем тесты.Учусь у вас, хотя давно стажист. Спасибо!!

    • admin  says:

      Вам спасибо, что откликнулись и написали! Рад слышать. Удачи вам в нелёгкой, но интересной работе!

  • Алексей  says:

    Здравствуйте. Очень понравился анализ первого действия. Можно получить полную версию?)

    • admin  says:

      Алексей, ну хоть кто-то запросил. Хорошо, будет анализ. давайте к концу недели постараюсь

  • Ника  says:

    интереснейший разбор, спасибо!:)

    • admin  says:

      Пожалуйста)))

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree