Зарубежный романтизм

В основе романтизма лежит идеалистическая философия. То есть на вопрос «Что было раньше: курица или яйцо» (читай: дух или материя), романтики отвечали: «Конечно, дух».

Можно много говорить о романтизме, потому что он очень обширен, подарил миру бессмертные образы в литературе, музыке, живописи и архитектуре. Здесь мы выделим несколько основных черт этого направления, свойственных большинству произведений.

1) Для романтика материальный мир только поверхность, тень, контур, за которым можно увидеть отблески идеального мира. Потому реальный мир не столь важен. Важны нематериальные ценности. Самые распространённые — это любовь, честь и свобода. Вот за них романтик готов пожертвовать всеми материальными благами, в том числе и самой жизнью.

2) Герой одинок в своём стремлении приблизиться к идеалу, его часто не понимают и не принимают в обществе.

3) Иногда из-за этого неприятия герой начинает вести войну с обществом, презирая и ненавидя людей. Он бунтует против бесчестной и аморальной системы.

4) Вставая на путь бунта, приходится порой творить зло. Поэтому романтические герои совсем не идеальны как, например, герои классицистов. В их душе есть противоречия, борьба добра и зла. Или их сосущетвование.

5) Личность — вот главный предмет изображения романтиков. Личность с большой буквы автор часто ставит выше общества, толпы. Заметьте: для романтиков влияние среды не так важно. Личность может сформироваться в любой среде.

6) А вот полностью раскрыть все грани Личности можно, если показать эту Личность в условиях необычных. Тогда перед Личностью встанет проблема выбора, порой главного в жизни выбора. И авторы смело отправляют героев в экзотичные страны, где ещё жив дух авантюризма, или в прошедшие эпохи, полные тайн и страстей.

7) Авторы начинают интересоваться национальным фольклором, в котором находят вдохновение, душу народа. Это отражается и в произведениях: романтизм любит сказки, баллады, стихи с былинной тематикой, легенды.

Предлагаю почитать известнейшие романтические произведения и посмотреть экранизации, чтобы воочию узреть, как вышесказанное нашло отражение в творчестве.

Сказочник Эрнст Гофман дал миру необычных романтических героев: они все «музыканты», то есть могут чувствовать искусство и сами создают его. И неважно, музыка это, или поэзия, или живопись, или просто каллиграфия. Герои Гофмана, благодаря этим способностям, могут видеть идеальный мир, который недоступен взгляду обывателей.

Тексты сказок  «Золотой горшок»,   «Крошка Цахес»,   «Щелкунчик»

Экранизаций Гофмана довольно мало, а удачных и того меньше. Самым популярным произведением считается «Щелкунчик», который можно посмотреть в жанре анимацинного фильма.

Автор исторических романов, Вальтер Скотт тоже с увлечением описывает, как герои отказываются от богатства, почестей, положения в обществе, рискуют жизнью во имя чести, справедливости, любви. Можно отметить, что в исторических романах Скотта нет чрезмерного увлечения устаревшими словами, сам колорит создаётся засчёт введения в сюжет типичных персонажей того времени (например, легендарного Робин Гуда в сюжет «Айвенго»), а сама история дана глазами вымышленного лица (того же Айвенго, например).

Тексты романов «Айвенго» , «Роб Рой»«Квентин Дорвард»

Первый роман перенесёт вас в средневековую Англию времён короля Ричарда Первого, второй — в Шотландию, третий — во Францию.

Можно посмотреть одну из многочисленных экранизаций «Айвенго» и неплохую экранизацию «Роб Роя» с Лиамом Нисоном в главной роли.

Одной из ключевых фигур романтизма стал Джордж Гордон Байрон, английский поэт. Благодаря его творчеству, в литературе появился образ байронического героя: гордого бунтаря-одиночки, индивидуалиста, аскета. Он презирает общество и постоянно скучает. Он томится по великому, ищет истинную страсть. Байрон сделал себя прототипом всех героев своих произведений, и саму жизнь — романтической поэмой. Мода на байронизм продолжалась ещё долго и после смерти поэта. Например, сравните «южную» поэму Пушкина «Кавказский пленник» с «восточной» поэмой Байрона «Корсар».

Текст поэмы «Корсар».

Как образец французского, более позднего романтизма, интересно почитать роман Виктора Гюго «Собор парижской богоматери». Здесь уже видны черты реализма, однако герои продолжают вести себя как истинные романтики и большее внимание уделено личности, не обществу. В романе словно сплелись разные романтические типы. Здесь и похожий на гофмановского музыканта неуклюжий поэт Пьер Гренгуар, и мрачный, одержимый страстью монах Клод Фролло, и вдруг проснувшаяся от порыва чистая душа уродца Квазимодо, и жертвенная, самозабвенная любовь женщин: Пакетты — к дочери, Эсмеральды — к Фебу.

Текст романа «Собор парижской богоматери».

Ниже можете ознакомиться с одной из экранизаций романа. Правда, с довольно приличными отступлениями в сюжетном плане.


Конечно, это лишь несколько авторов. Я не назвал Дж.Ф. Купера с его пенталогией о Натаниэле Бампо (Кожаном Чулке), Мэри Шелли с её «Франкенштейном», Эдгара По, В.Ирвинга и многих других.

А сейчас предлагаю пройти небольшой тест по прочитанному, просмотренному и понятому.

Тест по западноевропейскому романтизму 19 века

Проверьте, как хорошо вы усвоили тему
Начать
Вы набрали %%SCORE%% балла из %%TOTAL%% возможных. Ваша оценка -  %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
1112131415
1617181920
2122232425
262728Конец
Назад

ГлавнаяЛитература в школе → Зарубежный романтизм