Зарубежный реализм

Во второй трети 19 века романтизм стал себя изживать. Конечно, первые писатели-реалисты не думали, что дают начало новому направлению и даже называли своё творчество просто «новым романтизмом».

Причины исчезновения романтизма были как внешние, так и внутрениие.

- вместо эпичных героев былых наполеоновских войн теперь явились новые герои — войн экономических: ростовщики, банкиры, торговцы, маклеры.

- байронический герой приелся: сколько можно читать о презирающем общество бунтаре-одиночке?

- если лорд Байрон и ему подобные могут позволить себе презирать общество, то бедный студент, живущий в комнатушке затхлого пансиона, вынужден пресмыкаться, унижаться и лицемерить, чтобы обеспечить себе достойную жизнь. О каком презрении тут речь?

И это лишь несколько названных наугад причин. Их гораздо больше. Они привели к сильно заметной перемене в литературе. Перемена стала называться…

РЕАЛИЗМ

Отметим его основные особенности:

1) Вместо того чтобы копаться в душе индивидуалиста, помещая его в сверхестественные ситуации, реалист исследует мир вокруг себя самого. Ему интересны все: от бедняка, начищающего обувь, до министра. Он с любовью рисует окружающих, не брезгуя самыми натуралистичными подробностями их быта. Самый обычный человек в его самой обычной жизни — вот герой их романов и повестей.

2) Автор не делит мир на реальный и идеальный. Есть только один мир. И его надо изучать досконально, чтобы разобраться в его законах. Общество похоже на живой организм. Если узнать его законы, можно будет научиться лечить его противоречия.

3) Воспринимая общество как организм, систему, авторы перестают винить конкретных Простаковых, Скотининых, Митрофанушек в содеянном ими. Они пешки системы. Пешки, которые не смогли бороться с ней. Может быть, они и не виноваты. В больном организме — больные клетки. Потому реалисты рисуют мир, стремясь показать не отдельные типы ужасных людей, а ужасные условия, в которых формируются такие типы.

4) Важным средством изображения становится подробность, деталь. Вроде бы ничего не значащая вещь в изображении героя, интерьера его дома, в описании пейзажа вдруг становится ключом к пониманию его характера. Из-за этого читать романы с длинными описаниями и типичным для общества сюжетом куда скучнее, чем яркие произведения романтиков.

5) Достижения романтиков тоже не пропали втуне. Реалисты взяли у них важное умение: описывать в подробностях психологическое состояние героя, уметь показать малейшее движение чувств, порывы, страсти. Но в отличие от первых, они могли увидеть их не только в мыслях Личностей с большой буквы или Музыкантов, но и в простых ростовщиках, вермишельщиках и плотниках.

Предлагаю читателям этого поста начать знакомиться с известнейшими произведениями реализма с ниже перечисленных представителей.

Оноре де Бальзак в своих романах и повестях изображал всю Францию: от провинции до столицы, от нищих до аристократов. И однажды он решился систематизировать всё написанное, создав многотомную «Человеческую комедию» из 137 произведений.  Их герои, словно нити, прошивают ткань повествования: одни и те же лица мелькают то как главные, то как второстепенные герои, то в молодости, то в старости, от первого и от третьих лиц.

Прочтите один из известнейших романов «Человеческой комедии» — «Отец Горио», а также повесть «Гобсек», продолжающую галерею образов скупцов в мировой литературе.

Тексты по ссылкам   «Отец Горио» , «Гобсек»

Французская экранизация «Отца Горио»:

Фредерик Стендаль (Мари-Анри Бейль) известен во многом благодаря своему роману «Красное и чёрное», в котором описано продвижение молодого человека, Жюльена Сореля, по карьерной лестнице от сына плотника к дворянскому титулу. Незавершённый путь. В своё время роман не имел успеха у публики, увлекавшейся романтическими историями Вальтера Скотта, однако позже его оценили по достоинству.

Текст романа по ссылке  «Красное и чёрное»

Французская экранизация романа в двух сериях:

Для завершения знакомства с реализмом 19 века предлагаю прочитать произведения следующих авторов: Ги де Мопассан («Милый друг»), Чарльз Диккенс («Домби и сын», «Приключения Оливера твиста», «Большие надежды»), Уильям Теккерей («Ярмарка тщеславия»), Джек Лондон («Мартин Иден»), Гюстав Флобер («Госпожа Бовари»), Теодор Драйзер («Американская трагедия»).
Для проверки того, верно ли вы усвоили материал, предлагаю пройти итоговое тестирование.

Тест по западноевропейскому реализму 19 века

Проверьте, насколько хорошо вы усвоили тему
Начать
Вы набрали %%SCORE%% балла из %%TOTAL%% возможных. Ваша оценка -  %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
1112131415
1617181920
2122232425
2627282930
Конец
Назад

ГлавнаяЛитература в школе → Зарубежный реализм

 

2 комментариев к Зарубежный реализм

  • Катод  says:

    19 из 30! Тройка! Неплохо, если учесть, что я не читала этих произведений…
    И (придираюсь) какое-то неуважение у Вас к Оливеру Твисту, раз фамилию с маленькой буквы написали:)

    • admin  says:

      Да ну его, этого твиста))) Бегает себе по улицам, а потом ещё наследство и титул получает: сказка какая-то)))

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree