ЕГЭ: задание 27 (сочинение)

Начнём! Если вам удобнее слушать информацию, чем читать, видеоурок вам в помощь!

Итак, вы разобрались с тестами, вписали ответы в бланк и приступили к сочинению. Ни в коем случае не пишите его сразу в беловик. Вам в черновике-то придётся исправлять ой как много…
В школе вам за слабо написанное сочинение могли поставить «трояк». Главное же, принёс, написал хоть что-то. Здесь вам за хоть что-то могут не начислить и одного балла. Здесь проверяют по критериям. А критерии составляют, исходя из задания.
Рассмотрим, чего же от вас требует само задание.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Каждое слово задания надо понимать буквально. Вы пишете сочинение, опираясь на прочитанный текст. Не надо рассуждать о проблеме в общем.
Вас просят сформулировать (то есть назвать конкретно) одну из проблем. В тексте проблем может быть несколько. Обычно 3-4. Конечно, одна из них главная, но брать её необязательно. Можете выбрать любую.
Не путайте проблему и тему. Темы — это широкие предметы разговора. О чём можно поговорить? О войне, о любви, о природе, о погоде, о семье и друзьях. Ну вот предложили вам поговорить о любви. И что? О чём вы начнёте говорить? Видите, насколько широка тема. И в ней вам надо выбрать проблему, затронуть которую вы хотите в разговоре. Например, проблему непостоянства в любви или проблему сохранения отношений на расстоянии. Так и автор. Он берёт широкую тему и выделяет в ней одну проблему. Вот её вам и надо назвать.
Ярче всего проблемы видны в публицистике. Там автор прямым текстом клеймит несогласных и открыто говорит свою точку зрения. Другое дело, в художественных произведениях. Там проблему надо искать.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Вас просят не только назвать, но и прокомментировать эту проблему. Что сие значит? В идеале, это анализ текста или его отрывка, в котором взятую вами проблему автор и показывает. Анализ, не пересказ. Анализ не такой уж и глубокий: просто показать, как автор вышел к проблеме, как задумался о ней. На каком материале он раскрывает проблему, есть ли скрытый смысл и какие приёмы композиции использовал, чтобы привлечь читателя к проблеме. Например, антитезу или контраст, повторы, художественные детали. Особенно анализ нужен в художественных текстах, где проблема не лежит на поверхности.
ОБЯЗАТЕЛЬНО: обратитесь к тексту дважды, чтобы заработать максимум по этому критерию. Найдите два примера того, как автор высказывал собственную позицию. Будь то прямым текстом или с помощью образов и персонажей.
Обобщим. Назвали проблему, а потом показали, как автор аккуратно вводил её в свой текст. Потом ещё раз показали это, но опираясь на второй кусок текста.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Вы должны выразить позицию автора. Если раньше вы говорили о проблеме отстранённо. Вот, мол, автор показал то-то, контраст ему помог выразить это, художественные детали подчеркнули то-то, а сама композиция отрывка доказывает справедливость авторской позиции. Теперь вы должны хотя бы одним предложением сказать, в чём же эта авторская позиция заключалась. Иными словами, в сочинении должна встретиться подобная фраза: «Автор считает, что….» Подобная. Не слово в слово. Заметьте, в художественных текстах, если повествование от первого лица, нельзя говорить «автор». Говорите «герой-повествователь».
То есть, вот заговорил автор на тему любви. Поднял проблему неразделённой любви. «Позиция» — это его отношение к неразделённой любви. Например, он всеми силами пытаетесь объяснить читателю, что неразделённая любовь — стимул к самосовершенствованию. И использует для этого различные приёмы и методы убеждения. Эту позицию и необходимо нам отразить в сочинении.
Можно отражать её одновременно с комментарием к проблеме. Главное, чётко прописать слова «позиция автора» или «героя-повествователя», если повествование ведётся от первого лица. Даже если перед вами отрывок из какого-нибудь «Дневника вампира», вы должны отражать позицию этого самого вампира 🙂

Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Переходим к вашей точке зрения. Вы должны написать, что вы считаете по поводу этой проблемы, принимаете вы точку зрения автора или нет, и обязательно это доказать. Чётко и логично. Не «потому что я так считаю», а грамотно подтвердить или (но мой вам совет этого не делать) опровергнуть.
Сначала мнение автора — потом ваше мнение. Лучше прочитанный отрывок называть «предложенным/представленным текстом», чтобы не перепутать жанры. Особенно если вы в жанрах не разбираетесь (ведь перед вами может быть рассказ, очерк, статья, отрывок романа).
И заметьте это слово: обоснуйте. Если вас попросили обосновать, что вы ответите?
Обоснуйте, почему вы едите или не едите мясо?
И у вас тут же идёт сотня причин. Так и в этом сочинении. Не надо отвечать коротко: «Просто так» — надо объяснять доходчиво, с душой!

Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Про почерк я ещё в разделе ОГЭ говорил. Проверяющие вас не знают, они не в курсе, как вы учились в школе все 11 лет. Потому смотрят на вашу личность именно через почерк. Постарайтесь уж один раз в жизни написать красиво. Не лепите в каждую строчку бланка, пишите через строчку. Места хватит, попросите дополнительный бланк.
В задании всё, больше никаких указаний. Однако в критериях присутствуют вещи, которые вам нужно знать. Разберём критерии. Как вашу работу будут оценивать.
К1. Формулировка проблемы — 1.

Балл ставится, если вы прямым текстом написали, какую проблему автор затронул в тексте. Если вы не угадали, вам снимут не только его, но и последующие три критерия обнулят. Попасть в проблему важно, но об этом мы поговорим отдельно.
К2. Комментарий к проблеме — 5.
Пять баллов ставят за анализ авторского понимания проблемы, её выражения в тексте. Вы должны дважды обратиться к тексту (пересказом или цитированием), после каждого обращения своими словами объяснить авторское видение и обязательно связать эти два отрывка, показать, как один вытекает из другого.
К3. Отражение позиции автора — 1.
За упоминание прямым текстом, как автор относится к проблеме.
К4. Аргументация — 1.
Выразили отношение и ОБОСНОВАЛИ его. Не надо никаких примеров из жизни и литературы. Просто напишите своё мнение, а не тупо «Я согласен и точка».
К5. Абзацы — 2.

Подсчитаем абзацы. Минимум следующий: вступление-анализ текста (2 абзаца) — авторская позиция и собственное мнение -заключение. Итого 5 абзацев. Впрочем, если мыслей у вас много, абзацев будет больше. Самое главное, делите на абзацы в соответствии с логикой мысли. Если мысль закончилась — новый абзац.
Главное, не надо писать без души. Понимайте то, что вы хотели сказать, вместо того, чтобы зазубривать клише.
К6. Выразительность речи — 2.
Предложения не должны быть однотипными. Для получения этих двух баллов старайтесь пользоваться инверсией, парцелляцией, восклицательными знаками, многоточиями. Украшайте речь.

Следующие критерии проверяют вашу орфографию, пунктуацию, наличие грамматических и речевых ошибок, фактическую точность и соблюдение этических норм. Насчёт последнего: сочинение надо писать единым стилем, никаких отклонений в сторону просторечия, разговорной лексики и жаргона. Иногда хочется написать чего-нибудь эдакое, выразить себя, выделиться. Сдержитесь: вам скинут балл за этику. Инициалы у людей ставить не забудьте. А то неуважительно без них к старшим обращаться.
Да, и обратите внимание на следующий тип речевой ошибки. Очень частый, кстати. Ведьмак выбрал себе трудный путь. Он не колебался. Так вот: местоимение обычно заменяет последнее перед ним существительное этого рода. Получается, что в нашем предложении «не колебался» не ведьмак, а путь. Будьте аккуратны с местоимениями вообще. Слово «свой» выкидывайте из вашей речи.

Предлагаю вам выполнить следующий вид работы. Я взял с одного из сайтов сочинение, дающееся как образец ученического сочинения к вопросу 27. Попробуйте сами разобрать его по критериям. А после ответа на вопрос обязательно смотрите мои комментарии.

Оцените сочинение по критериям

Представьте на миг себя экспертом по проверке сочинений ЕГЭ
Начать
Теперь вычтем 1 балл из К6, потому что К10 по нулям. И в сумме получаем 15 баллов из 23. С одной стороны, неплохой образец сочинения. С другой, будущие стобалльники сделают вывод, что не стоит брать сочинения с Сети как идеальный образец для подражания и копирования.
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
1112Конец
Назад

И последнее: в каждом регионе сочинение проверяют по-своему. У одного и того же сочинения могут быть совершенно разные баллы. Где-то придираются, где-то на многое смотрят сквозь пальцы. Так что удачи вам с проверяющим!))

Если вам необходима более подробная информация о сочинении, читайте следующую статью.

Хотите отправить мне сочинение на проверку, вам сюда.

ГлавнаяСочинение ЕГЭ → ЕГЭ: задание 27 (сочинение)

22 комментариев к ЕГЭ: задание 27 (сочинение)

  • Катод  says:

    Почему не рекомендуется опровергать точку зрения автора? Он может сидеть среди проверяющих?

    • admin  says:

      Можно очень легко перейти грань «этического критерия», забывшись. Да и проверяющим вряд ли это особо понравится: вы же опровергаете «истинных знатоков добра и красоты». Придираться ещё начнут, приняв вас за «раздолбая-троечника, который вечно идёт против системы»)) В целом, против системы идти можно, но она вас за это не наградит. Пускай баллов будет меньше, зато останетесь при своём мнении)) (Но, по большому счёту, кому сдалось ваше мнение? Миру вы сочинением глаза на правду не откроете, а баллы понадобятся для поступления в универ)

  • Анод  says:

    Спасибо,очень пригодилось,все хорошо и доступно прописано))Все советы учту

    • admin  says:

      Хорошо, учтите. Рядом есть статьи, тоже посвящённые сочинению: «Пишем сочинение вместе» и «Как писать сочинение ЕГЭ». Почитайте их тоже.

  • Анна  says:

    Спасибо за классный сайт:)))

    • admin  says:

      Ещё раз?
      Очень рад 🙂

  • Дмитрий  says:

    Сайт отличный!! Нашёл его месяца 3-4 назад и не жалею о том,что провожу тут так много времени!)

    • admin  says:

      Дмитрий, спасибо. Удачи на экзамене

  • Ульяна  says:

    Спасибо! Очень хороший сайт)) Куча и фишек и читать приятно — по доброму написано) Алексей, у меня вот вопрос, в комментарии нужно цитировать или указывать номер предложения? Просто прочитала, что чуть ли не в обязательном порядке, и если не укажешь, то баллы снимут.
    з.ы. а по подготовке к ЕГЭ по литературе ничего не будет? ^___^

    • admin  says:

      Если не секрет, то где читали? Понимаете, в чём соль: каждый регион и даже каждый проверяющий может трактовать критерии по-своему. Но критерии-то они одни. И в них не сказано ничего, как надо «указывать» или «цитировать». Конечно, по логике, лучше процитировать или просто взять в кавычки несколько слов непосредственно из текста для пущей важности.

      • Ульяна  says:

        Спасибо за ответ. Читала на сайте, подготовка к ЕГЭ, консультант проверяла образцы сочинений и сделала замечания на счет цитат, ссылку ,к сожалению, найти не могу

        • admin  says:

          Ходят слухи, что с этого года хотят нечитаемые в плане почерка работы ещё обнулять. Пока не знаю, насколько это достоверно

          • Ульяна  says:

            Оу. Буду стараться еще лучше писать)
            Вообще, имхо, самое сложное — это аргументы, когда в школе училась, без проблем, а теперь мучения. С одной стороны хоть из пальца высасывай, а с другой — даже это иной раз не получается сделать. А смухлевать никак нельзя? Взять не очень известного автора или маловероятно читаемого преподом, и подтасовать слегка факты из книги? Звучит не очень и не хотелось бы прибегать к такому, но вдруг совсем ничего в голову не придет.

          • admin  says:

            Смотрите сами… Официально у проверяющих есть доступ в сеть, они могут сверить, есть ли такой автор и проч. Другое дело, будут ли они это делать при таком количестве работ. Но, думаю, будут. ЕГЭ — вещь, за которую отвечаешь головой. Так что не рискуйте

  • маргарита  says:

    спасибо)очень понятно все объяснили.

    • admin  says:

      Спасибо за поддержку и тёплые слова

  • Кирилл  says:

    Нашёл ваш сайт приблизительно 3-4 мес. назад и начал готовиться по нему. Хочу сказать вам огромное СПАСИБО за проделанный труд! Вы из тех учителей, которые действительно умеют учить и мотивируют учеников готовится к экзаменам. Сам я не до конца понимал, как именно нужно готовиться к экзамену, но вы всё хорошо объяснили и я сразу начал практиковаться на РЕШУ ЕГЭ.

    Насчёт 25 задания, спасибо что помогли понять разницу между ПРОБЛЕМОЙ в тексте и ТЕМОЙ текста (я никак не мог их различить) а также спасибо за совет насчёт почерка ( “Не лепите в каждую строчку бланка, пишите через строчку” ). Кстати, наша учительница русского языка говорила насчёт примера с колобком совершенно иную позицию, что якобы в “КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ” про него писать можно (хотя я думаю нам с вами и так понятно, что в качестве примера приводить колобка будет глупо). Ещё хотел поблагодарить вас за то, что вы объяснили в комментариях выше, что лучше не придумывать автора и произведение , поскольку проверяющие экзаменаторы могут легко проверить по Интернету достоверность существования данного автора и снизить баллы за придуманного автора.

    И ещё хотел уточнить, стоит ли цитировать слова из текста в качестве доказательства точки зрения автора(к 3 абзацу ) или моей точки зрения (к 4 абзацу )?

    Ещё раз за всё спасибо!

    • admin  says:

      Кирилл, благодарю за такой развёрнутый отзыв. Не пожалели времени, ух)) Очень лестно слышать такие слова от совершенно не знакомого человека. Вдохновляет, благодарю. Многие вещи приходят с опытом работы: я работаю в школе более 11 лет. Насчёт вашего вопроса скажу, что для доказательства точки зрения автора цитирование почти обязательно. А для своей — нет. Вы же не помните наизусть произведения, на которые ориентируетесь. Потому достаточно пересказа.
      Главное, не теряйтесь на экзамене. У вас всё получится!!!

  • арина  says:

    большое спасибо!!! Вы очень понятно все объясняете!)

    • admin  says:

      Арина, удачи вам. Весьма лестно слышать!

  • Евгений  says:

    Из произведений хорошо знаю только «Ведьмака», но вот беда, ни разу не брал аргументы из этой серии книг, поскольку не знаю, можно ли просто написать: «В «Ведьмаке» А.Сапковского…» или необходимо указывать само название книги/рассказа?

    • admin  says:

      Конечно, название романа

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree