Сочинение ЕГЭ: комментарий

Как писать сочинение ЕГЭ: пишем комментарий

Внимание: эта статья является логическим продолжением вот этой статьи. Потому начать надо с неё.

Комментарий. Здесь вы не пересказываете текст (за это, кстати, ноль ставят), вы пересказываете проблему. Как она впервые в тексте появилась, как автор ввёл проблему, к чему автор пришёл и, наконец, какова позиция автора. Будет хорошо, если вы упомянете приёмы, которыми автор пользовался, чтобы сделать проблему актуальнее для читателей.

Сначала обратитесь к тому моменту, где автор впервые заговорил о проблеме. Как он её представил? Заговорил открыто? Поместил героя в особые условия? Создал нестандартную ситуацию?

Процитируйте текст или немного перескажите — это и есть обращение к тексту.

Потом сделайте пояснение. То есть используйте слова: «Этим автор хотел показать…», «Следовательно, автор подразумевал…», «Эта ситуация в полной мере объясняет…» Вы поняли, что я хотел сказать: говорите про автора, логику построения текста и прочие вещи, которые анализируют ваш пересказ или цитатку.

Далее нужна связь между комментариями. Значит, не просто пишите: «А ещё автор показал следующий эпизод...» Нет, надо продолжать мысль, не останавливаясь. Это всего пара фраз. Допустим, таких: «Чтобы показать проблему более значимой, автор…». И тут показываете, что сделал автор: сгущал краски, показал ещё один эпизод, раскрыл героя с неожиданной стороны, высказал свежую идею или что-нибудь ещё. Смотрите по тексту.

А потом снова пересказ/цитатка и ваш комментарий, что же эти хотел сказать автор.

Именно за это вам должны поставить 5 баллов за коммент.

Итак, вернёмся к нашему тексту. Для удобства снова помещаем сюда этот отрывок:

Развернуть »

— (1) Йээх, вся четвёрка в сборе. (2) Я так рад, так рад… — Кир с наслаждением поглядел вокруг. (3) Лицо Дагира, до сих пор смущённое, скрывающее под маской серьёзности ребёнка-шалуна. (4) Лицо Мамса, простодушное и доброе. (5) Лицо Казиона, с ироничной ухмылкой, от которой самому хочется смеяться. (6) Лица тараканов, такие удивлённые… (7) Нет, какие ещё тараканы?! (8) Кир стал поворачивать голову в обратном направлении. (9) Лицо Казиона… — и снова в помутневшую от вина голову нахлынули воспоминания.

— (10) Мы не зря собрались в нашем тайном месте, — продолжил Кир.

— (11) Давно бы так, — согласился Мамс.

— (12) Могли бы и у меня дома собраться, — проворчал Дагир. (13) Он с явной неохотой переступал порог лесной лачуги и с беспокойством смотрел на полусгнившие стены и постанывающий время от времени потолок.

— (14) Нет-нет, именно здесь, — Кир помахал кружкой в знак протеста. — (15) Я хочу, чтобы мы вспомнили детство. (16) Вот здесь, в этой хижине, столько раз мы побеждали зло!

— (17) Точно! — поддержал Мамс. — (18) Зло трепетало. (19) Эту «крепость» мы брали штурмом, этот «корабль» защищали от пиратов, это «драконье логово» мы…

— (20) Да-да, пещера Тёмного Властелина, поиски Короля варваров, спуск в Адское ущелье! — Кир остался доволен тем, что зажёг Мамса. — (21) Сколько оружия делали сами: мечи, палицы, луки, копья, кишкотрясы…

— (22) Я всегда был магом, — вмешался в разговор Казиона, который обычно говорил редко и только тогда, когда тема была по душе.

— (23) Теперь вот стал настоящим магом…

— (24) Ещё учусь. (25) Знаю лишь пару заклинаний да заговоров, — заскромничал Казион.

— (26) А что ты помнишь, Дагир? — Киру оставалось лишь привлечь последнего друга.

— (27) День, когда я упал с обрыва в болото. (28) Пришёл домой как бродяга. (29) Матушка не узнала меня. (30) Выпорол отец.

— (31) Зато впечатлений… — с неуклонным оптимизмом продолжал Кир. — (32) Лёжа в кровати, я вспоминал каждую минуту ушедшего дня. (33) И понимал, что завтра будет ещё интереснее.

— (34) Как, например, путешествие с флягой живой воды в Долину Мёртвых. (35) Помнишь, Дагир? — теперь уже Мамс пытался зажечь друга.

— (36) Помню-помню. (37) Мёртвые же меня и вытаскивали из колодца.

— (38) Но вытащили ведь!

(39) Раздался общий хохот. (40) Даже Дагир не удержался, вспомнив себя неуклюжим промокшим мальчишкой.

— (41) Я просто поскользнулся.

(42) Хохот прекратился. (43) Как и поток воспоминаний. (44) Все знали Кира. (45) Сейчас, когда почва готова, всё и начнётся. (46) Он предложит им поиграть — они вяло откажутся. (47) Взрослые ж люди. (48) Или он предложит создать в хижине музей. (49) Или он попросит денег…

— (50) Я был счастлив тогда, — Кир заговорил серьёзным тоном, и все приготовились. — (51) А сейчас… (52) Вчера похоже на завтра, и с самого утра ждёшь, когда наступит ночь…

— (53) Детство прошло, Кир, — Дагир мрачно перебил заготовленную речь. — (54) Глупо сидеть и вспоминать прошлое. (55) Нет времени…

— (56) Вот именно, — парировал ответным перебиванием Кир. — (57) Раньше мы не думали о времени. (58) Мы не думали вообще ни о чём. (59) В играх мы вечно спасали мир от зла. (60) Посмотрите вокруг: всюду разбойники, ведьмы, чудища и прочая нечисть. (61) Мы взрослые люди, так давайте и играть по-взрослому. (62) Плюнем с колокольни на спокойную скучную жизнь, с головой окунёмся в приключения. (63) О нас будут шептаться девицы, подвиги воспоют барды в трактирах. (64) Что скажете?

(65) Конечно, такого никто не ожидал услышать даже от Кира. (66) Тягостное молчание вновь повисло в затхлом воздухе одинокой лесной хижины.

— (67) Чушь! — Дагир хлопнул в ладоши. — (68) С меня хватит! (69) Так и думал, ни к чему хорошему не приведёт встреча с прошлым. (70) Оно обязательно чего-то потребует.

(71) Казион как всегда молчал, Мамс же головой качал.

(Отрывок из юмористического романа А.Тихонова «Злоборцы»)

Для написания комментария нам пригодятся те записи, что мы делали в самом начале работы: о героях, месте действия. Если не помните, вернитесь сюда. В комментарии необходимо не только написать точку зрения автора на проблему, но и постараться показать, как в произведении он её выразил.

А это два обращения к тексту, два пояснения и связь между ними.

Проблема идеализации детства. Автор выразил её через двух героев: Кира и Дагира. Кир детство идеализирует, Дагир — нет. Покопаться в описании этих героев, сравнивая их, — вот вам и два комментария, а сравнение — логическая связь между ними.

Обратимся к нашим записям. Каким показан Кир?

Организатор встречи, энтузиаст, романтик, так как разочарован в действительности и видит идеальный мир в образе детства.

Как автор смог сделать так, что мы подумали о Кире именно это?

1) Он очень рад тому, что собрал друзей в «тайном месте», хотя мало кто хотел приходить.

2) Автор подчёркивает его «неуклонный оптимизм» при разговоре с друзьями.

3) Он предлагает друзьям заведомо безумную авантюру: бороться со злом ка в детстве.

Эти три пункта — примеры-иллюстрации из текста. Для описания Кира можно выбрать только одну. А потом привести ваше пояснение к иллюстрации (смотри курсив про Кира, о котором говорилось выше).

Логическая связь между комментариями — это противоположность по отношению к идеализации детства у двух персонажей. И вполне очевидно, что мы заговорим про Дагира.

Каким был Дагир? Что мы о нём прочли?

1) В начале встречи автор показал его лицо «до сих пор смущённое, скрывающее под маской серьёзности ребёнка-шалуна».

2) Он «с явной неохотой переступал порог лесной лачуги и с беспокойством смотрел на полусгнившие стены и постанывающий время от времени потолок».

3) Его воспоминания о детстве связаны с болью и несчастными случаями, над которыми друзья до сих пор продолжают смеяться.

4) К идее Кира он отнёсся крайне отрицательно, не принимая её в корне, назвав «чушью».

Делаем пояснение к комментариям. Значит, автор показал нам героя, полную противоположность Кира, в детстве скорее всего был неуклюжим подростком, о чём не любит вспоминать. Даже спустя годы детство не стало для него идеальным, видимо, из-за постоянных насмешек.

Всё. Если это расписать, наверное, пять баллов в кармане. Пора переходить к позиции автора. Сделать это в тексте-повествовании сложно. Но мы попробуем. Читайте эту статью. Или оставайтесь здесь и переходите ко второй проблеме.

Проблема «лишнего человека». Тут сложнее. Да, у нас есть лишний человек, но нет ни причин его ненужности, ни последствий… Тем не менее, упорно идём вперёд.

Вспомните вот отсюда наше вступление. Продолжить его можно описанием этого самого типа из нашего отрывка. Понятно, кем он является: это Кир. Найдите слова, которые говорят о том, что герой недоволен жизнью. Найдите подтверждение того, что у героя есть недостижимый идеал. Найдите слова, подтверждающие его отрицательное отношение к современному обществу.

Ответы:

Развернуть »

1) — предложение 52; 2) — предложения 32, 33, 50; 3) — предложение 60.

 Теперь надо скомпановать мысли и примеры в единый абзац. Итак…

«Лишним человеком» в представленном тексте является Кир, организатор встречи, энтузиаст, романтик. И дальше в подтверждение наших слов приводим цитату. Потом эту иллюстрацию поясняем. То есть говорим, о чём эта цитата была, какие выводы о человеке мы сделали по его словам.

Тут важно сделать смысловую связь между иллюстрациями. Не просто прибавим: «А также Кир был…»

Нет, покажите причинно-следственные отношения. Допустим, в предыдущем абзаце у вас Кир недоволен своей жизнью. Тогда начните этот абзац так: «Внешний мир также доставляет герою множество огорчений«. Вот вы и связали абзацы. Теперь цитатка из предложения 60, а потом ваше пояснение. Нечто вроде: «Это крик души лишнего человека, который пытается найти в мире идеал».

Если вас заинтересовала вторая проблема, переходите сразу к позиции автора, не тяните.

А мы теперь обратимся к третьей проблеме. Какой бы комментарий мы составили, если бы взялись писать в этом направлении?

Проблема жизненных ценностей. Думаю, в школе такие сочинения вы писать уже пробовали. Проблема заезженная. В нашем случае о проблеме жизненных ценностей говорит снова Кир в монологе из предложений 56-64.

Развернуть »

 — (56) Вот именно, — парировал ответным перебиванием Кир. — (57) Раньше мы не думали о времени. (58) Мы не думали вообще ни о чём. (59) В играх мы вечно спасали мир от зла. (60) Посмотрите вокруг: всюду разбойники, ведьмы, чудища и прочая нечисть. (61) Мы взрослые люди, так давайте и играть по-взрослому. (62) Плюнем с колокольни на спокойную скучную жизнь, с головой окунёмся в приключения. (63) О нас будут шептаться девицы, подвиги воспоют барды в трактирах. (64) Что скажете?

Простого пересказа его мыслей недостаточно. Попробуем включить элементы анализа, то есть умные слова из нашего запаса: сюжет, композиция, эпитеты, метафоры, фразеологизмы, образ, стиль, антитеза. Что из этого списка присутствует в его речи? На каком приёме он свою речь построил? И вот теперь уже, учитывая наш анализ, напишем первую иллюстрацию и пояснение к ней.

Развернуть »

О жизненных ценностях в отрывке из романа говорит Кир, организатор встречи, энтузиаст, романтик. С помощью антитезы он показывает пропасть, отделяющую мир детства от взрослого мира. «Раньше мы не думали о времени». Мир детства, в его понимании, вечен и наполнен играми, значимость которых равна событиям реальности».

Сделаем смысловой переход. В первом абзаце мы показали, что Кир красиво говорит о собственных жизненных ценностях. Что просится наружу во втором? Конечно, цель! Для чего Кир заговорил о жизненных ценностях?

Развернуть »

Сравнивая игру с жизнью, Кир показывает взаимосвязь взросления с потребностью появления новых увлечений. Используя фразеологизмы «с головой окунёмся», «плюнем с колокольни», герой пытается пробудить в друзьях желание изменить окружающую среду. Образ детства был нужен ему, чтобы показать естественность такого желания как продолжение традиций.

Наверное, я перегнул палку с последним комментарием. Сложна-а-а-а. Согласен, сам его писал полчаса, пытаясь сформулировать то, что же хотел Кир.

Можно немного отдохнуть, а потом снова в бой — переходим на следующую страницу для определения авторской позиции по всем трём проблемам.

ГлавнаяСочинение ЕГЭ → Пишем комментарий

2 комментариев к Сочинение ЕГЭ: комментарий

  • Наталья Федоровна  says:

    Алексей, большое спасибо!!!!Наталья Федоровна

    • admin  says:

      Пожалуйста, Наталья Фёдоровна. Рад, что читаете!

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree