Сочинение ЕГЭ: позиция автора

Как писать сочинение ЕГЭ: выражаем позицию автора

Внимание: эта статья является логическим продолжением вот этой статьи. Потому начать надо с неё.

  1. Проблема идеализации детства. Мы видели, как автор через противопоставление двух героев поставил эту проблему. Как понять, на чьей он сам стороне?

Если вам трудно ответить на этот вопрос, снова обратитесь к тексту!

Развернуть »

— (1) Йээх, вся четвёрка в сборе. (2) Я так рад, так рад… — Кир с наслаждением поглядел вокруг. (3) Лицо Дагира, до сих пор смущённое, скрывающее под маской серьёзности ребёнка-шалуна. (4) Лицо Мамса, простодушное и доброе. (5) Лицо Казиона, с ироничной ухмылкой, от которой самому хочется смеяться. (6) Лица тараканов, такие удивлённые… (7) Нет, какие ещё тараканы?! (8) Кир стал поворачивать голову в обратном направлении. (9) Лицо Казиона… — и снова в помутневшую от вина голову нахлынули воспоминания.

— (10) Мы не зря собрались в нашем тайном месте, — продолжил Кир.

— (11) Давно бы так, — согласился Мамс.

— (12) Могли бы и у меня дома собраться, — проворчал Дагир. (13) Он с явной неохотой переступал порог лесной лачуги и с беспокойством смотрел на полусгнившие стены и постанывающий время от времени потолок.

— (14) Нет-нет, именно здесь, — Кир помахал кружкой в знак протеста. — (15) Я хочу, чтобы мы вспомнили детство. (16) Вот здесь, в этой хижине, столько раз мы побеждали зло!

— (17) Точно! — поддержал Мамс. — (18) Зло трепетало. (19) Эту «крепость» мы брали штурмом, этот «корабль» защищали от пиратов, это «драконье логово» мы…

— (20) Да-да, пещера Тёмного Властелина, поиски Короля варваров, спуск в Адское ущелье! — Кир остался доволен тем, что зажёг Мамса. — (21) Сколько оружия делали сами: мечи, палицы, луки, копья, кишкотрясы…

— (22) Я всегда был магом, — вмешался в разговор Казиона, который обычно говорил редко и только тогда, когда тема была по душе.

— (23) Теперь вот стал настоящим магом…

— (24) Ещё учусь. (25) Знаю лишь пару заклинаний да заговоров, — заскромничал Казион.

— (26) А что ты помнишь, Дагир? — Киру оставалось лишь привлечь последнего друга.

— (27) День, когда я упал с обрыва в болото. (28) Пришёл домой как бродяга. (29) Матушка не узнала меня. (30) Выпорол отец.

— (31) Зато впечатлений… — с неуклонным оптимизмом продолжал Кир. — (32) Лёжа в кровати, я вспоминал каждую минуту ушедшего дня. (33) И понимал, что завтра будет ещё интереснее.

— (34) Как, например, путешествие с флягой живой воды в Долину Мёртвых. (35) Помнишь, Дагир? — теперь уже Мамс пытался зажечь друга.

— (36) Помню-помню. (37) Мёртвые же меня и вытаскивали из колодца.

— (38) Но вытащили ведь!

(39) Раздался общий хохот. (40) Даже Дагир не удержался, вспомнив себя неуклюжим промокшим мальчишкой.

— (41) Я просто поскользнулся.

(42) Хохот прекратился. (43) Как и поток воспоминаний. (44) Все знали Кира. (45) Сейчас, когда почва готова, всё и начнётся. (46) Он предложит им поиграть — они вяло откажутся. (47) Взрослые ж люди. (48) Или он предложит создать в хижине музей. (49) Или он попросит денег…

— (50) Я был счастлив тогда, — Кир заговорил серьёзным тоном, и все приготовились. — (51) А сейчас… (52) Вчера похоже на завтра, и с самого утра ждёшь, когда наступит ночь…

— (53) Детство прошло, Кир, — Дагир мрачно перебил заготовленную речь. — (54) Глупо сидеть и вспоминать прошлое. (55) Нет времени…

— (56) Вот именно, — парировал ответным перебиванием Кир. — (57) Раньше мы не думали о времени. (58) Мы не думали вообще ни о чём. (59) В играх мы вечно спасали мир от зла. (60) Посмотрите вокруг: всюду разбойники, ведьмы, чудища и прочая нечисть. (61) Мы взрослые люди, так давайте и играть по-взрослому. (62) Плюнем с колокольни на спокойную скучную жизнь, с головой окунёмся в приключения. (63) О нас будут шептаться девицы, подвиги воспоют барды в трактирах. (64) Что скажете?

(65) Конечно, такого никто не ожидал услышать даже от Кира. (66) Тягостное молчание вновь повисло в затхлом воздухе одинокой лесной хижины.

— (67) Чушь! — Дагир хлопнул в ладоши. — (68) С меня хватит! (69) Так и думал, ни к чему хорошему не приведёт встреча с прошлым. (70) Оно обязательно чего-то потребует.

(71) Казион как всегда молчал, Мамс же головой качал.

(Отрывок из юмористического романа А.Тихонова «Злоборцы»)

Перечитайте описание места действия. Нейтральный тон автора  — «одинокая лесная хижина» соседствует с негативной оценкой чисто её внешнего вида Дагиром и преображённого воспоминаниями — для друзей (Мамса и Казиона). У них это не просто ветхая лачуга, а «цитатель, корабль, логово дракона». Так, мы видим Дагира как человека, лишённого воображения, что в художественном мире автора расценивается негативно.

Значит, автор полностью поддерживает Кира. Вчитывание в оценочную лексику всегда помогает понять мысли создателя текста.

«Авторская позиция совпадает с позицией главного героя, для которого детство — прекрасное время, противопоставленное скучному взрослому миру. (Это мы видим через отношение писателя к персонажам. Так, описывая состояние Дагира, автор называет лесную хижину, место сбора друзей, «лесной лачугой» с «полусгнившими стенами» и «постанывающим потолком». А для Мамса и Кира это «тайное место», и «крепость», и «корабль», и «драконье логово». С помощью этой художественной детали автор показывает ограниченность сознания Дагира, способного видеть только внешние признаки)».

То, что я взял в скобки, писать необязательно. Это лишь на случай увеличения количества слов не «водой».

Можно написать покороче:

«Автор считает, что идеализация детства помогает человеку всегда оставаться романтиком в душе и стремиться к простому, «первобытному» счастью». 

Примерно так. Впрочем, не претендую на универсальность. У вас может получиться гораздо лучше. Главное, чтобы вы поняли: позиция автор — это ответ на вопрос, заявленный проблемой. Мы узнали, для чего автору идеализация детства. А значит, мы получили ответ и можем двигаться дальше.

Или перейти к позиции по второй проблеме.

2. Проблема «лишнего человека».

Как к этому самому лишнему человеку относится автор — это и есть выражение авторской позиции. Тон повествования у автора нейтральный, «Кирюшкой», «Кирюнчиком» или «Киром-молодцем» автор героя не называет, эпитеты тоже нам особо ни о чём не говорят… Остаётся сам сюжет. И, конечно, те самые разные названия хижины, что мы использовали, говоря о первой проблеме. Думаю, у вас получилось бы примерно такое:

«Автор относится к своему герою по-доброму. Это видно через красочные описания воспоминаний о детстве, воображаемой борьбе со злом: хижина, где они сидят, превращалась и в крепость, и в корабль, и в драконье логово… Дагир же не любит этих воспоминаний, живёт скучной взрослой жизнью, о которой известно из его реплик следующее: всегда «нет времени» и «глупо сидеть и вспоминать прошлое».

Впрочем, всё это тоже «вода». В итоге нам надо выразить конкретно авторскую позицию, снова упомянув проблему. То есть, надо сказать «автор считает» и сказать слово «лишний человек». Что же думает автор по поводу существования такого типа людей, если мы видим, что они ему симпатичны? Для ответа на этот вопрос посмотрим на роль Кира в эпизоде. Что он делает и куда зовёт? (Обратим внимание на слова «зажёг», «продолжал с оптимизмом».)

«Автор считает, что «лишний человек», хотя и  недоволен жизнью, но стремится к идеалу, пускай и недостижимому. Такой человек, воодушевляясь сам, «зажигает» других».

Вот что получилось у нас на скорую руку по второй проблеме. Видим авторское видение «лишнего человека» и его предназначения? Какое-никакое, а видим… Значит, это ответ на вопрос. Переходим к третьей.

3. Проблема истинных ценностей.

Чтобы узнать, какие ценности для автора истинны, надо вспомнить, как он относится к герою. Потому далее мы просто копируем текст из предыдущей проблемы:

«Автор согласен с героем, что следует из его доброго отношения к своему персонажу. Это видно через красочные описания воспоминаний о детстве, воображаемой борьбе со злом: хижина, где они сидят, превращалась и в крепость, и в корабль, и в драконье логово… Дагир же не любит этих воспоминаний, живёт скучной взрослой жизнью, о которой известно из его реплик следующее: всегда «нет времени» и «глупо сидеть и вспоминать прошлое».

И теперь скажем, что же считает автор истинными жизненными ценностями. Просто вспомним, куда зовёт друзей Кир.

«Автор считает истинной ценностью в жизни человека желание наполнить каждую минуту существования не погоней за деньгами, а интересными событиями, маленькими безумствами».

Есть ответ на вопрос, что автор считает ценностями? Да. Есть. Значит, мы написали позицию автора именно по поставленной проблеме. И мы ничего не перепутали, логических ошибок не допустили.

Вот и готовы позиции автора сразу к трём сочинениям. Другое дело, что сам автор (скажу по секрету) почти ничего подобного не считал и считать не думал.

Наверное, теперь будет правильным перейти к выражению вашей позиции. Читаем следующую статью!

ГлавнаяСочинение ЕГЭ → Позиция автора