ОГЭ: задание 9.2 (фрагмент текста)

Сочинение на понимание фрагмента текста

Сам отрывок лучше не переписывать. Понимаю, что в счёт идут слова, но ваше введение тогда будет несоразмерно большим. Это плохо скажется на баллах за структуру сочинения. Вас просят написать, как вы понимаете смысл фрагмента. С этого и начините: «Я понимаю смысл предложенного фрагмента так:…«

А что бывает не так с фрагментом? Почему его можно не понять? На самом деле, это сочинение проверяет, как вы понимаете смысл всего художественного текста. А фрагмент как раз является выводом.

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

То есть надо пересказать два эпизода текста с указанием номеров предложений, откуда был взят пересказ («Бла-бла-бла*… Это мы и видим на примере предложений 18-25» или «Подтверждением тому служат предложения 18-25, где бла-бла-бла«). Можно пойти проще, если предложения короткие и просто их переписать. Но при этом всё равно прокомментировать их надо («Бла-бла-бла», — говорится в предложенном тексте про юного волшебника. Этим автор показывает нам, что бла-бла-бла…).

* здесь и далее этим выражением будет обозначена осознанная речь экзаменуемого.

«Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».

Снова отметим важность этих слов. Помните об уважении к труду экспертов, которые в день проверяют до двухсот работ. И, конечно, могут за неразборчивый почерк поставить штамп «НРЗБ» и обнулить работу.

Писать меньше 70 слов нельзя — будут вычитать баллы или вообще не оценят. Писать больше 70 слов можно. На свой страх и риск. Чем больше слов, тем больше количество вероятных ошибок — помните.

Итак, вы подготовились и начинаете писать…

Прочтём вместе с вами небольшой текст. Это отрывок по роману Дж.Толкина «Властелин колец», глава «Долгожданное угощение» книги 1 «Братство кольца».

(1) Гэндальф поднялся, и голос его стал суровым.

—  (2) Поостерегись, Бильбо, — сказал он. – (3) Оставь  Кольцо!  (4) А сам  ступай, куда хочешь — и освободишься.

— (5) Разрешил, спасибо. (6) Я сам себе хозяин! — упрямо выкрикнул Бильбо.

—  (7) Легче,  легче, любезный  хоббит! —  проговорил Гэндальф.  – (8) Всю твою жизнь мы были друзьями,  припомни-ка. (9) Ну-ну!  Делай, как обещано: выкладывай Кольцо!

— (10) Ты, значит, сам  его захотел?  (11) Так нет же! —  крикнул  Бильбо.

(12) Глаза Гэндальфа сверкнули.

(13) — Я ведь тоже могу рассердиться, — предупредил он. (14) — Осторожнее —  а то увидишь Гэндальфа Серого в гневе!

(15) Он сделал шаг к хоббиту, вырос, и тень его заполнила комнату.

(16) Бильбо попятился; он  часто дышал и не  мог вынуть руку из кармана. (17) Гэндальф  взглядом пригвоздил хоббита к стене; кулаки Бильбо разжались, и он задрожал.

(18) —  Прости, пожалуйста, — сказал  он. – (19) Что-то  на  меня накатило… (20) А теперь  вот, кажется, прошло. (21) Мне давно не  по себе: взгляд, что ли, чей-то меня  ищет? (22) И все-то мне  хотелось,  знаешь, надеть его,  чтоб исчезнуть, и все-то я его трогал да вытаскивал. (23) Пробовал в ящик запирать — но не было мне покоя,  когда Кольцо не в кармане. (24) И вот теперь сам  не  знаю, что с ним делать…

(25) — Зато я  знаю, что с ним делать,  — объявил Гэндальф. – (26) Откажись от него. (27) Отдай его Фродо, а там уж – моя забота.

(28) Бильбо замер в нерешительности. Потом вздохнул.

(29) —  Ладно, — выговорил  он. – (30) Отдам. (31) Пусть оно достанется  Фродо в придачу к остальному. – (32) Он  глубоко вздохнул. – (33) Пора мне, пойду, а то как бы кому на глаза не попасться…- (34) Он подхватил мешок и шагнул к двери.

 — (35) Кольцо-то осталось у тебя в кармане, — напомнил маг.

(36) —  Осталось,  да! — горько выкрикнул  Бильбо. – (37) А  с ним и  завещание и прочие бумаги. Возьми их, сам распорядись. Так будет надежнее.

(38) — Нет, мне Кольцо не отдавай, — сказал Гэндальф. – (39) Положи его на камин. Фродо сейчас явится.

(40) Бильбо вынул конверт из кармана и хотел было положить его  возле часов, но рука его дрогнула, и конверт упал на пол. (41) Гэндальф мигом нагнулся за ним, поднял и положил на место. (42) Хоббита снова передернуло от гнева.

(43) Но вдруг лицо его просветлело и озарилось улыбкой.

(44) — Ну вот и все, — облегченно сказал он. – (45) Пора трогаться!

(46) Ночь  была  ясная, в черном небе сияли звезды. (47) Бильбо глянул ввысь и вздохнул полной грудью.

(48) — Я счастлив, как давно не был, — сам небось понимаешь, что это значит. (49) Время мое приспело, и путь мой передо мною.

Допустим, отрывок, который необходимо понять, — это предложение 48. Так почему же Бильбо счастлив, как никогда, и Гэндальф может это понять?

Обычно финал имеет немного скрытый смысл, понять который можно лишь прочитав текст внимательно. Времени у вас предостаточно — читайте))) Прочитав поверхностно, вы скажете, что Бильбо счастлив, потому что освободился и отправился в путешествие. Но нет…

Развернуть »

Он освободился от власти кольца.

Мы с вами думаем одинаково? Тогда поехали дальше. Подберём в тексте два эпизода, которые бы доказывали нашу правоту. Подумаем вместе, а потом прочтите, какие выбрал я.

Развернуть »

Бильбо ссорится с лучшим другом из-за кольца.

Развернуть »

Рассказ Бильбо о том, что ему давно не по себе

Конечно, у вас могут быть и свои примеры. Допустим, как он пытался хитрить и чуть не унёс кольцо с собой, сославшись на забывчивость. Главное, вы показываете, что с кольцом он был несчастлив. Либо расскажите о его просветлевшем лице, когда он оставил-таки кольцо.

Примеры готовы. Осталось накатать сочинение.

Начнём с введения: «Смысл фрагмента предложенного нам текста я понимаю так: только освободившись от власти кольца, Бильбо осознал истинное счастье». Если вам кажется, что вступление маленькое, можете налить воды, то есть распространить свою мысль.

Следующим абзацем (обязательно красная строка!) пишем первый аргумент. «Кольцо стало для героя чем-то большим, чем просто украшение. На разумный совет старого друга оставить кольцо он отвечает агрессией и мнительностью. В предложениях 10-11 мы видим, как Бильбо накричал на Гэндальфа, обвиняя его в намерении забрать драгоценность себе. Насколько же сильна эта привязанность, если она чуть не поссорила героя с лучшим другом». Здесь будьте аккуратны с фактами, особенно если не знакомы с полным текстом произведения и потому бросаться понятиями: «лучший друг», «единственная ценность», «последний раз видел кольцо» — то есть с тем, что выходит за пределы нашего текста, я бы не советовал.

Наше сочинение маленькое, поэтому лучше второй пример оформить отдельным абзацем. Для красоты. Итак… «Сам хоббит, вспоминая прошлое, говорит о том, что уже давно не чувствует себя счастливым и причина этого — кольцо! «И все-то мне хотелось,  знаешь, надеть его,  чтоб исчезнуть, и все-то я его трогал да вытаскивал. Пробовал в ящик запирать — но не было мне покоя,  когда Кольцо не в кармане» — признаётся он другу».

Осталось поставить точку. Вот только как? Нельзя говорить то же самое, потому напишем следующее: «Порой и нам бывает сложно отказаться от привычных вещей или занятий, которые лишь портят нам жизнь. Но только будучи свободными, мы сможем почувствовать полноценное счастье». Это я, конечно, перегнул. По минимуму достаточно и «Как видим, наша гипотеза подтвердилась примерами из текста«. Объём получившегося сочинения в два раза превысил требуемые 70 слов. То есть это я ещё как отличник писал, выделывался.

Теперь почувствуем себя в роли проверяющих и оценим сочинение по критериям.

С2К1. Понял ли я смысл фрагмента?

2 балла — правильно понял.

1 балл — понял, но допустил одну ошибку в его пересказе.

0 баллов — вообще не понял, или не пересказал, а просто процитировал, или в пересказе допустил 2 ошибки.

С2К2. Примеры

3 балла — привели 2 примера, и оба из текста, и оба в тему.

2 балла — 1 пример из текста, и он в тему.

1 балл — какие-то примеры есть, но не из текста.

0 баллов — нет примеров вообще или снова та же самая цитата, что и в задании.

С2К3. Логика

2 балла — всё логично, есть абзацы (как минимум, их три), мысль не скачет.

1 балл — малость с абзацами начудили или нелогично их связали

0 баллов — абзацев нет вообще, или написан полный бред.

С2К4. Введение — мысль — заключение

2 балла — если все вышеперечисленное есть и оно гармонично смотрится, а не строчка — 10 строк — строчка.

1 балл — всё есть, но где-то проскочило неожиданное предложение и получилось оно не к месту. Или смотрится всё негармонично.

0 баллов — начали с конца, закончили началом.

Вот и всё по этому сочинению. До новых встреч!

Что ты знаешь о сочинении ОГЭ?

Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
Конец
Назад

ГлавнаяОГЭ русский язык → ОГЭ: задание 9.2 (сочинение на понимание фрагмента)