ОГЭ: задание 9.3 (значение слова)

Сочинение-рассуждение с толкованием значения слова

Обратите внимание на формулировку задания. Смотреть надо на неё правильно. Вы пишете сочинение-рассуждение на тему… То есть тема вам дана. Отталкиваемся от неё, а не от слова, которое выделено большими буквами. И если вам предложили тему «Какого человека можно считать смелым?», то с этого и надо начинать.

«Я считаю, что смелым можно назвать человека, который умеет пойти на обдуманный риск«. Вот так примерно. А потом уж говорить о том, что такое СМЕЛОСТЬ. Поставить запятую и добавить: «…потому что смелость — это бла-бла-бла…«

Типичные ошибки:

1) «Я считаю, что смелым можно назвать героя предложенного текста«. Не надо пока про текст. Ваши комментарии к тексту — это отдельные баллы. А за ответ на вопрос — отдельные.

2) «Я считаю, что смелым человеком можно назвать моего папу«. С вас просят обобщение, а не конкретику. То есть абстрактно рассуждаем о свойствах такого человека, а не называем его.

3) «Смелый человек — это когда человеку нужно совершить поступок, и он его совершает«. Вы даёте определение понятию, а не времени. Поэтому никаких «когда», «где», «как» и подобных.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

На самом деле, в критериях написано, что можно и оба аргумента из прочитанного текста. Так что если нет хороших примеров из жизни, пользуйтесь этой лазейкой. Хотя сомневаюсь, что в предложенном тексте будут два примера героев, обладающих определённым качеством (смелостью, допустим).

Заметим: ничего не говорится про номера предложений и цитирование. Значит, возможно просто пересказать смелый поступок героя, обязательно сказав, что это герой именно из предложенного текста, а не с Луны.

Пример из жизни засчитывают любой, кроме идиотских. И то там возможны игры со снятием балла за факт, но сохранением балла за пример. То есть по факту ваш дедушка не мог уже участвовать в ВОв, и тут любой эксперт даже сомневаться не будет. А вот что однажды вы встретились на улице с Джорджем Мартином и он рассказал вам, чем закончится «Песнь льда и пламени»… — кто ж вас знает?)))

И вот самое важное: примеры должны соответствовать вашему ответу на вопрос. Если смелый человек в вашем определении — тот, кто идёт на оправданный риск, то в ваших примерах должно быть рассказано именно о таком человеке! И тут вопрос: определение подгонять под примеры или же наоборот? Наверное, остановимся на первом варианте. Так проще. Пример из текста вы же никак не поменяете, а вот выдумать из личного опыта такого человека и такую ситуацию — проще простого.

Кстати, можно взять героев любых произведений в качестве личного опыта. Читательского… Но тут аккуратнее: вас проверяют эксперты, тысячу раз читавшие классику — за любую неточность вам прилетит бан!

Типичные ошибки:

1) «Мой папа работает пожарным. И он очень смелый и всегда идёт на оправданный риск, когда спасает людей из горящих домов«. Или «В предложенном тексте образцом смелого человека и является главный герой«. Нет примера. Нужен конкретный случай, событие, пример, произошедший с папой.

2) «В моей жизни встречалось много смелых людей: Колян, Толян, Батон и Санёк. Однажды меня жёстко подставили, и пацаны не побоялись прийти и вытащить меня из сизо, заплатив штраф«. Нет комментария, почему этот поступок можно назвать смелым. Комментарий должен соответствовать заданному во вступлении определению смелости или чего там ещё…

«Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».

Снова отметим важность этих слов. Помните об уважении к труду экспертов, которые в день проверяют до двухсот работ. И, конечно, могут за неразборчивый почерк поставить штамп «НРЗБ» и обнулить работу. Пользуясь случаем, хочу передать привет моим ученикам Артёму, Даниилу и Олегу.

Писать меньше 70 слов нельзя — будут вычитать баллы или вообще не оценят. Писать больше 70 слов можно. На свой страх и риск. Чем больше слов, тем больше количество вероятных ошибок — помните.

Итак, вы подготовились и начинаете писать…

Прочтём вместе с вами небольшой текст. Это отрывок по роману Дж.Толкина «Властелин колец», глава «Долгожданное угощение» книги 1 «Братство кольца».

(1) Гэндальф поднялся, и голос его стал суровым.

—  (2) Поостерегись, Бильбо, — сказал он. – (3) Оставь  Кольцо!  (4) А сам  ступай, куда хочешь — и освободишься.

— (5) Разрешил, спасибо. (6) Я сам себе хозяин! — упрямо выкрикнул Бильбо.

—  (7) Легче,  легче, любезный  хоббит! —  проговорил Гэндальф.  – (8) Всю твою жизнь мы были друзьями,  припомни-ка. (9) Ну-ну!  Делай, как обещано: выкладывай Кольцо!

— (10) Ты, значит, сам  его захотел?  (11) Так нет же! —  крикнул  Бильбо.

(12) Глаза Гэндальфа сверкнули.

(13) — Я ведь тоже могу рассердиться, — предупредил он. (14) — Осторожнее —  а то увидишь Гэндальфа Серого в гневе!

(15) Он сделал шаг к хоббиту, вырос, и тень его заполнила комнату.

(16) Бильбо попятился; он  часто дышал и не  мог вынуть руку из кармана. (17) Гэндальф  взглядом пригвоздил хоббита к стене; кулаки Бильбо разжались, и он задрожал.

(18) —  Прости, пожалуйста, — сказал  он. – (19) Что-то  на  меня накатило… (20) А теперь  вот, кажется, прошло. (21) Мне давно не  по себе: взгляд, что ли, чей-то меня  ищет? (22) И все-то мне  хотелось,  знаешь, надеть его,  чтоб исчезнуть, и все-то я его трогал да вытаскивал. (23) Пробовал в ящик запирать — но не было мне покоя,  когда Кольцо не в кармане. (24) И вот теперь сам  не  знаю, что с ним делать…

(25) — Зато я  знаю, что с ним делать,  — объявил Гэндальф. – (26) Откажись от него. (27) Отдай его Фродо, а там уж – моя забота.

(28) Бильбо замер в нерешительности. Потом вздохнул.

(29) —  Ладно, — выговорил  он. – (30) Отдам. (31) Пусть оно достанется  Фродо в придачу к остальному. – (32) Он  глубоко вздохнул. – (33) Пора мне, пойду, а то как бы кому на глаза не попасться…- (34) Он подхватил мешок и шагнул к двери.

 — (35) Кольцо-то осталось у тебя в кармане, — напомнил маг.

(36) —  Осталось,  да! — горько выкрикнул  Бильбо. – (37) А  с ним и  завещание и прочие бумаги. Возьми их, сам распорядись. Так будет надежнее.

(38) — Нет, мне Кольцо не отдавай, — сказал Гэндальф. – (39) Положи его на камин. Фродо сейчас явится.

(40) Бильбо вынул конверт из кармана и хотел было положить его  возле часов, но рука его дрогнула, и конверт упал на пол. (41) Гэндальф мигом нагнулся за ним, поднял и положил на место. (42) Хоббита снова передернуло от гнева.

(43) Но вдруг лицо его просветлело и озарилось улыбкой.

(44) — Ну вот и все, — облегченно сказал он. – (45) Пора трогаться!

(46) Ночь  была  ясная, в черном небе сияли звезды. (47) Бильбо глянул ввысь и вздохнул полной грудью.

(48) — Я счастлив, как давно не был, — сам небось понимаешь, что это значит. (49) Время мое приспело, и путь мой передо мною.

Дадим определение понятию «СЧАСТЬЕ» и напишем сочинение на тему «Какого человека можно назвать счастливым?» Конечно, на этот вопрос по-разному отвечают религии, философские учения и учебники по обществу, так какой ответ должны выбрать мы?

Правильно! Тот, который описан в этом тексте. А в нём Бильбо счастлив, потому что уходит от будничной жизни снова странствовать, а главное: освобождается от власти кольца. Иными словами, расстаётся с тем, что мешало ему нормально жить.

Состряпаем теперь определение. «На мой взгляд, счастливым можно назвать такого человека, который..

Развернуть »

Чё тоже ничего придумать не смогли? Вот и я в затруднении…

Продолжим предложение: «…потому что счастье — это состояние умиротворения и предвкушения чего-то хорошего впереди«. Допустим, так. Теперь сделаем отступ и приступим к первому аргументу (а вот эти слова в сочинении писать не стоит — вычтут за плохую структуру текста, так как комментировать то, что делаешь, является водой).

Первый аргумент — из предложенного текста. Для начала нам надо этот текст в сочинение ввести, ведь говорили-то мы о счастье и счастливом человеке — и тут на тебе — хоббиты какие-то! «В предложенном тексте мы как раз можем увидеть пример такого человека«. Упс! Но он же хоббит. Ладно, заменим. «В предложенном тексте мы как раз видим героя, который кажется на самом деле счастливым«. А дальше — воля ваша. Описывайте его, показывайте, почему он счастлив, какие поступки он совершал… Я напишу так: «Уже давно что-то не давало Бильбо покоя. И, только освободившись от вещи, которая казалась ему ценной, но причиняла одни лишь беды, он почувствовал прилив сил перед долгой дорогой. «Я счастлив, как давно не был», — говорит он своему другу. И слова эти выглядят искренними«.

А дальше даём волю фантазии, так как второго счастливого героя в этом тексте точно не обнаруживается. «Понимание счастья как освобождения от тяжкого груза мы можем заметить и в тексте М.Пушкиной «Я свободен» для группы «Кипелов». Лирический герой утверждает, что, забыв «о той любви земной, что нас сжигала в прах», он стал свободным, как птица в небесах». Это настроение сродни тому, что испытал Бильбо в момент своего счастья«.

Развернуть »

Мы здесь рассчитывали на «массового читателя», так как в тексте М.Пушкиной говорится о покойнике)) Ну там «дождь проходит сквозь меня», «воли больше нет» и т.д.

В выводе следует написать нечто подобное: «Нельзя стопроцентно дать «рецепты счастья», ведь каждый человек уникален. Но стоит задуматься о роли наших привычек и пристрастий«.

Как всегда мы переборщили. Можно написать и в два раза меньше. Давайте теперь проверим контент по баллам из критериев.

С3К1. Верно ли я дал толкование слову?

2 балла — дал какое-то толкование и ответил на поставленный вопрос.

1 балл — дал какое-то толкование, но на вопрос не ответил.

0 баллов — толкования нет, или оно вообще не по теме.

С3К2. Примеры

3 балла — привели 2 примера, и один из них обязательно из текста. Оба примера подтверждают толкование.

2 балла — 1 пример, обязательно из текста, и он подтверждает толкование.

1 балл — 1 пример, но не из текста, и он подтверждает толкование.

0 баллов — нет примеров вообще.

С3К3. Логика

2 балла — всё логично, есть абзацы (как минимум, их три), мысль не скачет.

1 балл — малость с абзацами начудили или нелогично их связали

0 баллов — абзацев нет вообще, или написан полный бред.

С3К4. Введение — мысль — заключение

2 балла — если все вышеперечисленное есть и оно гармонично смотрится, а не строчка — 10 строк — строчка.

1 балл — всё есть, но где-то проскочило неожиданное предложение и получилось оно не к месту. Или смотрится всё негармонично.

0 баллов — начали с конца, закончили началом.

Кажется, на этом всё. Спасибо за внимание. Удачи вам там! Попробуйте пройти тест, чтобы проверить, верно ли вы меня услышали.

Что ты знаешь о сочинении ОГЭ?

Начать
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
12345
678910
Конец
Назад

ГлавнаяОГЭ русский язык → ОГЭ: задание 9.3 (сочинение-рассуждение с толкованием значения слова)