Разбор сочинения 9.2 из варианта ОГЭ

Итак, снова тот же текст…

(1) Одиннадцать дней назад к нам вошёл наш директор и, словно читая стихи, сообщил нам своим певучим, торжественным голосом: «Господин попечитель учебного округа его сиятельство граф фон Люстих на днях осчастливит наш класс посещением и, быть может, пожелает присутствовать на уроке русского во время диктовки».  (2)— Теперь этот день наступил. (3)Мне особенно жалко Тимошу Макарова, моего лучшего друга, сидящего сзади, наискосок от меня. (4)У него недавно был тиф, и он сильно отстал от класса. (5)Его лопоухое, рыжее от веснушек лицо выразило смертельный испуг.(6)Тимоша… погоди… я придумал! 

(7)В одну секунду я вытаскиваю у себя из-за пазухи верёвочный хвост от бумажного змея, привязываю к своему башмаку, а другой конец сую Тимоше: 

 — Привяжи к ноге… да покрепче! (8)Дёрну раз – запятая. (9)Два – восклицательный. (10)Три – вопросительный. (11)Четыре – двоеточие. (12)Понял? 

(13) Рядом с ним сидит Муня Блохин, маленький, кучерявый и быстрый. 

(14) Он тотчас ныряет под парту: расширить телефонную сеть. (15)Не может же он допустить, чтобы таким замечательным изобретением пользовался всего один человек! (16)3а спиной у Тимоши сидит второгодник Бугай. (17)Нужно провести телефон и к нему. (18)Рядом с Бугаем – Козельский, последний ученик в нашем классе, нужно провести телефон и к нему, не то он выдаст нас всех с головой. (19)3а Зюзей Козельским, на Камчатке, у самой стены, сидят знаменитые на всю гимназию пучеглазые братья Бабенчиковы. (20)У них кулаки как гири, нужно протянуть телефонные нити и к ним. 

(21)В нашем классе я считался чемпионом диктовки. (22)Я писал без единой ошибки самые дремучие фразы. (23)В запятых не ошибался никогда. 

(24) Вот распахнулась дверь, и в класс вошёл какой-то дубоватый незнакомец с неподвижным, топорным лицом и немедленно начал диктовать. 

(25) Пришлось поработать моей правой ноге! (26)Всё время, пока длилась диктовка, я дёргал ногою так, что у меня даже в глазах потемнело. 

(27)Диктовка была такая (я запомнил её от слова до слова): 

 «(28)В тот день (дёрг!), когда доблестный Игорь (дёрг!), ведущий войска из лесов и болот (дёрг!), увидел (дёрг!), что в поле (дёрг!), где стояли враги (дёрг!), поднялось зловещее облако пыли (дёрг!), он сказал (дёрг! дёрг! дёрг! дёрг!): „Как сладко умереть за Отчизну!» (дёрг! дёрг!)» 

(29) Наши парты дрожали, как в судороге. (30)Я без устали передавал свои сигналы товарищам. (31)По окончании диктовки дубоватый незнакомец с неподвижным, топорным лицом взял наши тетради и унёс неизвестно куда. 

(32)Через неделю в класс деревянной походкой снова вошёл незнакомец и заявил, что комиссия по проверке успехов учащихся рассмотрела тетради с написанной нами диктовкой и отметила одну странную вещь… (33)Вот хотя бы Зуев Григорий и Козельский Иосиф… (34)Нельзя ли пригласить их к доске? – и, повернувшись к доске, написал на ней мелом: 

«В тот день когда: доблестный Игорь ведущий? войска из лесов и болот увидел что в поле где? стояли, враги поднялось!? зловещее облако пыли?» 

 — (35)Вот как написал свою диктовку ученик Козельский Иосиф. (36)3а такую диктовку единица, конечно, слишком большая отметка. 

(37) Все захохотали, кто-то свистнул. (38)Незнакомец постучал деревянным своим пальцем по кафедре и проговорил уже без всякой улыбки: 

— Но есть среди вас такие, что даже нуля недостойны. (39)Бабенчиков Александр написал свою диктовку так: 

 «В тот день когда доблестный Игорь веду, щий вой!ска из ле?сов и бо, лот уви, дел что в поле где стоя, ли вра!ги поднялось зловещее об, лако пы?ли он сказал как слад, ко умереть: за От, чизну». 

(40)Беда произошла оттого, что почерк был у меня очень медленный, детский, а у товарищей – быстрый. (41)Когда я с трудом выводил третье или четвёртое слово, мои товарищи уже писали седьмое, девятое. (42)Слепо понадеявшись на мой телефон, товарищи, сидевшие далеко позади, уже не шевелили мозгами и по сигналу готовы были ставить запятые внутри каждого слова, даже разрезая его пополам. 

(43) После этого дня я долго не мог ни кашлянуть, ни засмеяться, ни вздохнуть, ни чихнуть – так болели у меня рёбра от той благодарности, которую выразили мне мои сверстники. 

(По К. И. Чуковскому*) 

 * Чуковский Корней Иванович (настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков, 1882-1969) – русский советский поэт, публицист, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.

Первое, что надо сделать, — пояснить высказывание. Только чаще всего высказывания бывают в этом сочинении огромными, и лучше сразу начинать со слов «Смысл представленного фрагмента я понимаю так:..»

Если же высказывание, как у нас, небольшое, то можно и оставить.

«Я без устали передавал свои сигналы товарищам», — говорит повествователь в предложении 30. Эти слова я понимаю так: он сильно старался, чтобы помочь одноклассникам справиться со сложным для них диктантом.

Дальше – самое трудное. О чём писать два аргумента из текста, если вроде бы всё и так сказано? Надо доказать ещё раз, что ему было сложно? Нет, конечно. Надо передать смысл всего текста и место этой фразы в нём. Какая идея? Кому он помог? Почему мальчишки избили его за помощь в конце? Ответив на эти вопросы, придём к идее. И покажем путь, как мы к ней пришли. Отправной точкой послужат старания мальчика.

Однако почему-то его старания приводят к плачевным результатам: в предложении 43 говорится о благодарности, которой одноклассники отплатили за усердие. Героя избивают до такой степени, что он не может «ни кашлянуть, ни засмеяться, ни вздохнуть, ни чихнуть». Причины подобного несправедливого вознаграждения за труды кроются в самой сути «медвежьей услуги». В предложениях 38-39 попечитель учебного округа отзывается о работах как о недостойных даже нуля. То есть без этой самой усердной помощи отзывы могли быть плохими, но не такими разгромными.

Два примера мы связали так: старания – их результат (избиение) – причины такого результата (услуга оказала обратный эффект). В выводе надо объяснить, почему же старания иногда бывают напрасными. Это самое трудное, и сделать это надо уже абстрактно, о человечестве в целом, как обычно и пишут в выводе.

Почему же сильное желание помочь обернулось против героя-повествователя? Наверное, ответ кроется в выбранном для помощи средстве – жульничестве, которое помощью никогда не являлось, а служило лишь уловкой для отвода глаз.

Сочинение готово. Можете для разнообразия ознакомиться с примером написания сочинения 9.3 по тому же тексту.

ГлавнаяОГЭ русский языкОГЭ: разбор варианта  → Разбор сочинения 9.2

2 ответа на “Разбор сочинения 9.2 из варианта ОГЭ”

    • Иван, добрый вечер. А насколько неправильно? И как ты понял, что неправильно её объяснил?
      В критериях ОГЭ нет чёткого объяснения смысла фразы. Если ты доказательно объяснил, что понимаешь её так, то ничего не снимут. Если же ты нелогично написал, то снимут 2 балла, а если и примеры привёл неверно, то 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree