ОГЭ: задание 1 (изложение)

Как говорилось ранее в статье Вводная инструкция, текст изложения читается 2 раза с СD-диска. Объём текста относительно небольшой, так что запомнить и записать можно многое.

Во время первого чтения старайтесь прислушаться к тому, что хочет передать вам автор, какую мысль. Когда будет перерыв, оформите ваши записи в стройный план, «скелет», который должен «обрасти мясом» при повторном чтении. И там уже только успевайте ручкой водить по бумаге!

Ваша цель: передать все микротемы. Что же это такое? Давайте рассмотрим пример. Прочитайте отрывок из 2 главы романа Дж.Толкина «Властелин колец» сначала один раз.

- Это тебе виднее, — сказал Фродо. — Только хорошо бы ты все-таки нашел какого-нибудь хранителя понадежней. А пока что, если ты прав, то я в большой опасности, и друзья мои тоже. Вряд ли мне, стало быть, удастся сберечь Кольцо и уберечь друзей, если я останусь дома. Придется мне бросить Торбу, покинуть Хоббитанию и вообще уйти куда глаза глядят. — Он вздохнул. — Лишь бы в Хоббитании все осталось как было — правда, я иной раз клял хоббитов за глупость последними словами, призывая на них землетрясение и драконов, но нет уж, лучше не надо. Пока у меня за спиной Хоббитания, мне как-то легче: я знаю, что есть отступление, хотя отступать и некуда.

Я, конечно, и раньше думал, не уйти ли мне, только представлял себе какой-то пикник, приключения, как у Бильбо или даже интереснее — разные ведь бывают, и все хорошо кончаются. А тут — из страха в страх, и смерть по пятам. Да и путешествовать мне, видно, придется одному, раз мне выпала такая доля — спасать Хоббитанию. Только я же маленький, для всех там чужой и — как бы это сказать? — не из них. А Враг такой усильный и страшный.

Он не признался Гэндальфу, что, пока говорил, в сердце его вспыхнуло желание пойти вслед за Бильбо — пойти и, быть может, даже встретиться с ним. Желание было такое сильное, что страх отступил: он, пожалуй, так бы и кинулся бежать вроде Бильбо — без шапки и наобум.

Что мы видим после первого прочтения? Сразу в глаза бросается противоречие: Фродо говорит, что идти не хочет, но внутри у него горит желание «бежать вроде Бильбо». Первая микротема, главная, потому что самая заметная.

Почему же он говорит, что не хочет идти? Во-первых, ему не нравится, что идти придётся одному. Во-вторых, налицо нессответствие мечты и реальности: он представлял, что приключение — пикничок, а на деле — это страх на страхе.

Третье. Почему же всё-таки он делает выбор в пользу похода? Ответ ищем в самом начале. Дом и друзья для него очень важны, к тому же хоть он и говорит, будто недолюбливает прочих хоббитов, но Хоббитания — родной уголок для него.

Вот так мы выделили главные мысли в тексте, поняли, какая связь между ними. Осталось при втором прочтении оставить нужные слова и убрать лишние, чтобы получилось сжатое изложение. Приведу мой примерный вариант.

Фродо ответил:

- Я не очень надёжный хранитель. Но если ты прав, то я и мои друзья в опасности. Если я останусь дома, не сберегу ни их, ни Кольцо. Придется бросить Торбу и уйти. Лишь бы дома все осталось как было. Хоть я иной раз клял хоббитов за глупость, но пока у меня за спиной Хоббитания, мне как-то легче: я
знаю, что есть отступление.

Я и раньше думал, не уйти ли мне, только представлял себе
какой-то пикник, приключения, как у Бильбо или даже интереснее. А тут — из страха в страх, и смерть по пятам. И путешествовать мне, видно, придется одному. Только я же маленький, для всех там чужой. А Враг сильный и страшный.

Он не признался Гэндальфу, что в сердце его вспыхнуло сильное
желание пойти вслед за Бильбо. Страх почему-то отступил.

Смотрите: всё сохранилось, микротемы объяснены, связь предложений осталась. Текст сокращён почти наполовину.

Теперь перейдём к тоу, как ваше изложение будут оценивать эксперты.

ИК1.  Здесь можно заработать от 0 до 2 баллов. Это то, как вы восприняли и передали микротемы. Если все 3 (а иногда 4) важных мысли переданы и отражены верно (вот тут и проверяется понимание авторской мысли: не додумывайте за него его идеи, пишите только то, что он говорил), вам ставят максимум — 2 балла. Если вдруг вы пропустили одну мысль — не увидели связь, цепочку мыслетворчества — или допридумывали чего-то там своего, насочиняли, то бишь, — только 1 балл. Если же из трёх микротем вы только одну нашли или вообще насочиняли чёрт знает что — звиняйте, вам нолик.

ИК2.  Это как вы сжали текст. Здесь проверяется не объём. Потому не радуйтесь: при написании всего одной строки вам за сжатие максимум не поставят. Тут смотрят на приёмы сжатия. Их всего три. Чтобы особо не загружаться, запомните: убирайте хотя бы несколько лишних слов (примеры, однородные члены) из каждого абзаца, переделывайте прямую речь в косвенную и сложных предложений избегайте. Тггда получите 3 балла гарантированно.

ИК3. Скажу следующее: делайте абзацы, господа.  Пальчик ставим и красная строка. Три абзаца как минимум. И надо сделать так, чтобы абзацы были связанными. Прочитайте ваше изложение про себя перед тем, как переписывать его. Связаны ли абзацы?

Наступила осень Листья пожелтевшие слетают с деревьев. Птицы улетают в тёплые края. Природа готовится к зимней спячке.

Фродо долго смотрел на дорогу перед тем, как решиться отправиться в путь.

Вот вам пример отсутствия связи. Вы его заметили? И проверяющие так же замечают его в ваших текстах. Нельзя говорить об одном и резко переходить на другое. Нужна связь. Давайте её создадим. Надо просто добавить ко второму абзацу пару слов.

В один из таких осенних дней Фродо долго смотрел на дорогу перед тем, как решиться отправиться в путь.

И всё. Если связь будет, скажу по секрету, напиши вы хоть отчаянную лабуду о дружбе мальчика-с-пальчика с мужичком-с-ноготок, проверяющий обязан будет поставить вам 2 балла за абзацное членение и логическую связь :)

Вот и всё. Теперь попробуйте свои силы в выделении микротем из прослушанного текста.

Изложение 1

Изложение 2

 

ГлавнаяОГЭ русский язык → ОГЭ: задание 1 (изложение)

10 комментариев к ОГЭ: задание 1 (изложение)

  • Fess  says:

    Очень хорошая информация, да и практика хорошая. Только вот не хватает аудиозаписей нормальных текстов для изложений. Ведь на настоящем ГИА будут рассуждения. Неплохо было бы сделать аудиозапись самого текста, а потом сам текст для самопроверки.
    А вообще сайт очень хороший. Меня особенно привлекла теория. Ну и практические задания интересно оформлены :)

    • admin  says:

      Fess, подходящий вариант изложения рассуждения появился на странице ГИА он-лайн в режиме прохождения теста

  • Екатерина  says:

    Спасибо вам создатель, до того как нашла этот сайт, читала и учила теорию для части А и В, но все равно запоминала не все, а после прочтения теории на этом сайте у меня сложилась полная и ясная картина, что я теперь все понимаю и знаю. И еще раз спасибо вам:)

    • admin  says:

      Надо же… Ну я с душой, наверное, объяснял))) Спасибо

  • Верба  says:

    А сколько слов (минимум и максимум) нужно в изложении?

    • admin  says:

      Минимум — 65-70, максимум 90-95. А вот сочинении нет максимума

  • Валерия  says:

    Если был не там выделен 1 абзац, а 2 другие абзаца были выделены верно, то сколько баллов потеряю?

  • павел  says:

    Спасибо большое, классный формат и все доходчиво, но не зацикливайся на Толкине.

    • admin  says:

      ОК, на 11 класс возьму Сапковского или Мартина)))

Оставьте сообщение

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree